Пермский ТЮЗ ведет свою историю с 1964 г. Театр открылся романтической драмой Алексея Арбузова «Город на заре» 4 декабря. А уже на следующий день утром был сыгран первый детский спектакль – «Снежная королева» по пьесе Евгения Шварца.
«В жизни пермских мальчишек и девчонок, юношей и девушек большая радость: они получили в подарок свой театр, открылся профессиональный ТЮЗ! - писала в газете «Звезда» доцент Пермского университета Г. Телятникова. - Коллектив молодого театра с большой любовью и чувством ответственности готовился к этому дню. Каждое поколение будущих зрителей получило свой спектакль: школьникам первых-шестых классов приготовлена сказка «Снежная королева», учащиеся старших классов и техникумов увидят историю из жизни своих сверстников «Все это не так просто», наконец, рабочая и вузовская молодежь встретится с юностью своих отцов в «Городе на заре». Существует мудрая пословица: скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты. Памятуя ее, новый театр выбрал в друзья А. Арбузова и Е. Шварца, их драматургию больших мыслей и ярких красок и тем самым открыл себе путь к вдохновенному и радостному творчеству. Встреча с А. Арбузовым и Е. Шварцем, художниками необычайно щедрыми в изображении красоты человеческих душ, во многом предопределила плодотворность первого разговора со зрителем».
В 1970-м году «Снежная королева» обрела новую жизнь. Опять маленькая отважная Герда отправлялась на поиски названного брата Кая. И в пути ей помогал добрый Сказочник, который угадывал подстерегающие ее опасности, помогал. И, конечно же, произносил слова, которые давно стали крылатыми: «Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи? Да ничего! Пусть только покажутся, и мы скажем им: "Эй, вы! Снип-снап-снурре…».
Через год в репертуаре ТЮЗа появилась еще одна сказка Е. Шварца - «Два клена». Бессердечная и жестокая Баба Яга под его пером обнаружила еще одну препротивную черту — самозабвенную, прямо неистовую влюбленность в собственную персону: "Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя самое; у вас тысячи забот, о друзьях да близких, а я только о себе, лапушке, и беспокоюсь". Но труд, смекалка и находчивость положительных героев к радости детворы разрушили злые чары коварной волшебницы. Как и Сказочник в «Снежной королеве», Василиса и ее сыновья доказывали юным зрителям простую, но важную мысль - сделаете одно доброе дело, и оно вернется к вам в десятикратном размере.
Заслуженный артист РФ Вячеслав Тимошин пришел в Пермский ТЮЗ в 1974 году. Молодому актеру тут же поручили необычную роль – курьих ножек в спектакле «Два клена». Он вспоминает: «Избушка Бабы Яги в этом спектакле представляла собой треугольную призму, и на каждом углу были ноги – мы, три молодых артиста, обутые в желтые сапоги. То есть у избушки на самом деле было шесть ног. И вот Баба Яга кричит: «Эй, избушка, приди ко мне!» И избушка появлялась из-за кулис. Баба Яга туда заскакивала, и мы должны были ее держать, боясь уронить. Курьи ножки еще умудрялись драться между собой, одна пара пинала и лягала другую. Избушка звуки издавала – это мы кудахтали.
У меня была в этом спектакле еще одна маленькая роль – «подставная» Баба Яга. Перед началом второго действия сцена от зала была отделена суперзанавесом с прорезными окошками. И вот Баба Яга, которую играли два артиста – заслуженный артист Борис Плосков и Виктор Малкин, - появляется в одном окошке и тут же - в другом. Так вот в другом появлялся я, загримированный точно также, как и настоящая Баба Яга. У меня были космы, нос из поролона, платочек на голове. Так наша Баба Яга «мгновенно» перелетала с места на место».
2016 год подарил пермякам еще одну встречу с героями Е. Шварца. Спектакль «Обыкновенное чудо» поставил режиссер Максим Соколов. Музыку написал Петр Налич, образный фантазийный мир создала художница Валентина Серебренникова.
– Для меня было важно показать путешествие из обыденного мира в сказочный. Эти два мира порой находятся близко друг к другу, смыкаются. И на этом стыке возникает нечто волшебное, удивительное, дорогое... Какой-то добрый смыл и энергетика, которые сейчас очень необходимы, - признавался перед премьерой Максим Соколов.
А вот как откликнулись на премьеру журналисты и критики:
«Спектакль от начала до конца пропитан волшебством пластики, света, музыки и пронзительного текста Евгения Шварца. Метафоры сыплются со сцены звездопадом. И понимаешь, что сердце разорвать на куски легче, чем листок красной бумаги. А поцелуи рождаются на небесах. И даже любовь здесь осязаема - она высекает настоящие электрические разряды по краям сцены». (Марина Шнайдер)
«В спектакле много интересно придуманных режиссером сцен, например, первая встреча Принцессы с Медведем, которого Сказочник превратил в прекрасного юношу. Их внезапное столкновение подобно удару молнии, от которого на мгновение они оба теряют сознание. Да, это любовь с первого взгляда, опалившая их сердца своим жаром. Сцена полета влюбленных высоко над Землей, навстречу друг другу - настоящее чудо (ассистент по работе на полотнах Олеся Пивова). (Галина Куличкина)
«Даже обладая большими знаниями, невозможно вывести формулу любви. Ее можно узнать, только пережив целую гамму чувств влюбленных: от симпатии до ненависти, от трепета до гнева, от притяжения друг к другу до желания сделать больно, от дружбы до предательства. Но, если это любовь, всегда произойдет чудо». (Александр Волков)
«В сказке очень удобно укладываются рядом обыкновенное и чудесное и легко понимаются, если смотреть на сказку как на сказку. Как в детстве. Не искать в ней скрытого смысла. Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь», - писал Евгений Шварц в своей пьесе «Обыкновенное чудо». К мыслям, высказанным в детских сказках, стоит прислушаться взрослым, а все, что Шварц создавал для взрослого читателя, оказывается доступным детскому пониманию. Поэтому эти сказки всегда актуальны. И по-настоящему человечны.