Кто постоянно посещает Пермский ТЮЗ, отлично знает артиста Дмитрия Юркова. Разноликий, азартный, с юмором, он запоминается сразу и надолго. В этом году у него двадцатипятилетие творческой деятельности.
Сыграно более 60 ролей в спектаклях по произведениям русской и зарубежной классики, современным пьесам.
Он пришел в профессиональный театр в середине 90-х годов. Сейчас их вспоминают как тяжелую пору. Капитализм без правил, безработица, задержки выплаты пенсий для ветеранов труда и зарплат для заводчан, бесстыдство «новых русских» и бандитов. Многие ломались нравственно и душевно. Дмитрий не просто выстоял, он сохранил оптимизм, вырос как артист и человек. Стал личностью, на которую можно равняться. Ему повезло, потому что позвали в Пермский ТЮЗ, где ему предоставили возможности для занятий любимым делом и определенную социальную защиту.
А в первый раз повезло с родителями. Его детство пришлось на советскую пору в городе Набережные Челны. Он ездил в пионерские лагеря, где выбирался в совет дружины (нынче сказали бы, в команду лидеров). Он перепробовал массу детских кружков, включая судомодельный и авиамодельный, старшим школьником получил навыки рубщика мяса, киномеханика, организатора детского досуга, хотел быть то барменом, то воспитателем в детском саду. Из опыта детских увлечений кое-что осталось в памяти на всю жизнь. Например, фраза педагога танцевальной студии: «Со сцены простым шагом не уходят!». А также многообещающая собственная запись в книге местной театральной студии: «Возьмите - не пожалеете!». Его тогда взяли, но пожалел об этом он сам. Слишком вычурным показался ему тот самодеятельный театр. От увлечения музыкой запомнился как мучительный экзерсис на скрипке «Сурок» Бетховена и более успешная игра на трубе.
Дед за эту разбросанность прозвал внука летуном. Зато родители, люди без высших педагогических образований (папа - шофер, мама - техник-строитель), к «полетам» сына относились спокойно. Они обустроили трехкомнатную квартиру таким образом, чтобы для детей (у Дмитрия была младшая сестра, высшее образование, кстати, получила во МГУКИ) рядом были и штанга, и музыкальный центр, и место для занятий музыкой.
Большое спасибо папе и маме за солнечное детство! Все увлечения-впечатления школьника Дмитрия Юркова пригодились ему в будущей актерской профессии. Выбрал он ее не сразу, осознание театра как своего пришло только на третьем курсе. Зато как только он вышел на профессиональную сцену, сразу привлек к себе зрительское внимание в амплуа травести. Переиграл на сцене ТЮЗа почти все положенные ему по возрасту роли детского популярного репертуара: котов (в том числе знаменитого кота Матроскина из сказки про дядю Федора), собак, поросенка Кнока, Винни-Пуха, ежика Нильса, друга Малыша Карлсона, Заморского принца из сказки «Емелино счастье», Маленького принца по сказке С.-Экзюпери, Вождя краснокожих из спектакля по рассказу О. Генри, Первого пингвина в спектакле «У ковчега в восемь»... В каждом персонаже отражался его прежний жадный детский интерес ко всему новому, интересному, что окружает ребенка, желание устроить что-то важное во внешнем мире «по моему велению, по моему хотению». И первые разочарования, первые драмы его сказочные персонажи переживали так остро, с такой человеческой болью, возможно еще и потому, что и у самого актера остались в душе эти отметины детских расставаний с иллюзиями и мечтами.
Один из сильных соблазнов в ранней юности - приглашение худрука Сергея Федотова на работу в театр «У моста». Дмитрий тогда был студентом актерского отделения ПГИК, курс Г. Фомина. Он оказался перед трудным выбором: быть артистом здесь и сейчас в новом незаурядном театре или...? Мама посоветовала сначала получить диплом. Он послушался. Стал наверстывать упущенные знания, и однажды открыл для себя интереснейших педагогов и практиков театра Ивана Тимофеевича Бобылева и Михаила Юрьевича Скоморохова. Приглашение последнего прийти после окончания института в труппу ТЮЗа он принял без размышлений.
Помимо ролей в спектаклях для самых маленьких, Дмитрий сыграл на сцене ТЮЗа немало ролей подросткового репертуара. Среди них заметные: смышленый оборванец Гек из спектакля «Приключения Тома Сойера» М. Твена; вызывающий у взрослых зрителей сложные чувства беспризорник Фомка из постановки «Домой» Л. Разумовской; начинающий наркоман Титикака из спектакля «Блин-2» А. Слаповского. И конечно, стоит вспомнить две особенные его роли. Роль Мальчика из «Персонажей» Пиранделло. Это была первая сложная работа в ТЮЗе. Первая работа со Скомороховым, постановщиком спектакля. Первая уникальная роль, потому что драматург не дал персонажу ни одного слова. А Мальчик присутствовал на сцене на протяжении почти всего «полнометражного» по времени спектакля. В подтексте роли существовал большой драматический смысл: Мальчик по сюжету «реальной жизни» должен был погибнуть. Дмитрий справился с возложенными на него профессиональными задачами, и эта роль показала, что у него есть потенциал драматического актера. Вторая значимая для его творческой биографии роль - из спектакля «Синий платочек» по пьесе В. Катаева, где достаточно наивно показана Великая Отечественная война, зато хорошо выписаны комедийные характеры. В спектакле актеры пели песни военных лет, и атмосфера была теплая, человеческая. Почти десять лет Дмитрий с успехом играл в «Синем платочке» достойного пионера Валю Ложкина, а когда совсем повзрослел - танкиста Васю Девяткина. В этом спектакле он шлифовал свой талант комедийного актера и здесь органично перешел на роли взрослых персонажей.
Интересно, что в вечернем репертуаре у Дмитрия, в основном, роли второго плана. Но он умеет так подробно и полно прожить жизни своих героев, что для зрителей эти персонажи становятся в какой-то момент первостепенными. Неожиданно вырастала до большого трагического объема в спектакле «Чонкин» его роль председателя колхоза Голубева. В сцене объявления о начале войны его Голубева изнутри обуревают противоречия. Он уже почувствовал ту тяжесть, которая навалилась на него как председателя (всех работящих мужиков забирают на фронт). Он понимает, что нужно дать людям время для сборов и расставания. Но этого времени он им дать не может, не имеет права, потому что ему нужно мобилизовать крестьян на срочную работу в поле. Мы, сидящие в зале, чувствовали и эту его новую степень ответственности, и его виноватость перед односельчанами, слышали вдруг дрогнувшую переменчивость его интонации, в которой появлялись жесткость, мягкость и еще что-то, что заставляло нас вдруг ощутить, что «здесь кончается искусство, и дышат почва и судьба».
Из ролей последних лет вспоминается спектакль «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому, где Дмитрию была дана роль Мармеладова и всего одно появление на сцене. Это знаменитый монолог в пивной, где артист, практически ограниченный режиссером только двумя выразительными средствами: словом и интонацией, смог сразу глубоко погрузить нас в мрачную жизнь и судьбу «маленького человека».
Трагикомическим был его образ учителя русского языка Акакия Македоновича, человека с амбициями, но глухого к живой детской душе в спектакле «Я буду Балдой». Зато в водевиле «Беда от нежного сердца» по пьеса В. Соллогуба и Н. Некрасова Дмитрий Юрков блеснул наравне со старшими коллегами каскадной игрой в роли картежника Краснохватова. Ту же темпераментность, эмоциональность, острую театральность, уверенное владение комедийными и сатирическими красками он проявлял не раз. Тут вспоминаются его Дьяк в спектакле «Ночь перед Рождеством» Н. Гоголя, Учитель философии в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, Черчилль в спектакле «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. Льюиса, Ноздрев в спектакле «Мертвые души».
Стоит сказать, что творческой энергии Дмитрия хватает, помимо основной работы, на проектную деятельность вне ТЮЗа. Он не раз участвовал в спектаклях Пермского антрепризного театра «Большая стирка». Из последних премьер назовем «Технику молодежи», спектакль о советском журнале с одноименным названием и о той атмосфере знаний, в которую радостно погружались персонажи, читатели этого журнала. В спектакле много советских песен, энтузиазма и позитива, заражающих зрителей, и там лирико-комедийный дар Юркова пришелся в самый раз.
А еще стоит особо отметить его постоянную любовь к ежегодным «капустникам», на которых он всегда срывает зрительские восторги и крики «Браво!»
Глядя на актера из зрительного зала, невозможно разглядеть все его творческие и человеческие достоинства, которые раскрываются не только на сцене, но и за кулисами. Поэтому мы попросили художественного руководителя Пермского ТЮЗа народного артиста России Михаила Скоморохова высказать свое мнение об этом актере.
- Для меня артисты делятся на две категории: артисты-карьеристы (думают только о своих ролях) и артисты - строители Театра, - ответил Михаил Юрьевич. - Дима думает не только о ролях, успехе, он - Строитель, он живет нуждами театра, болеет за спектакли, репертуар. Он - участник всех наших акций, капустников, вечеров встреч. Ему интересна режиссура, и он ходит на репетиции спектаклей, в которых не занят. Он ответственный и умеет организовать других на выполнение задач. В нем есть пытливость, желание докопаться до сути.
Сегодня у Дмитрия Юркова солидный общественный авторитет. Артист. Признан коллегами и зрителями. Женат. Жена Анна Демакова, актриса этого же театра, активно занята в репертуаре. Двое детей, один из них уже студент.
ТЮЗ для артиста словно второй родной дом, который, кстати, в этом году также отмечает юбилей - 55-летие со дня своего создания. Так что, у Дмитрия два юбилея. С чем мы его и поздравляем!