Сотворивший «Чудо»

Сотворивший «Чудо»

16 Февраля 2016

Пётр Налич написал музыку к пермской премьере по Евгению Шварцу и создал песню на гумилевского «Жирафа»

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

Первой инсценировкой 2016 года на подмостках Перми стало «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца, поставленное в Театре юного зрителя. Музыку к этому спектаклю написал популярный певец и композитор Пётр Налич.

Действие «сказки о влюбленном медведе» в версии главного режиссера ТЮЗа Максима Соколова начинается в обстановке современной квартиры, где и проживают Хозяин с Хозяйкой. В одно мгновенье стены многоэтажки раздвигаются, и сначала материализуется очеловеченный Медведь, — сцена его выхода из ванны выглядит жутковато, больше напоминая рождение монстра в лаборатории Франкенштейна, — потом заявляются эксцентричный Король с дочерью, капризной Принцессой, и всеми их министрами. И разворачивается печальная и трогательная история, которая в сознании большинства публики неотрывна от одноименного музыкального телефильма Марка Захарова, кстати, начинавшего театральную карьеру в Перми.

Недавно ставший пермяком Максим Соколов, берясь за сюжет, конечно, сознавал, что сравнивать будут прежде всего «с кино». Фильму Захарова место в золотом фонде отечественного кинематографа, кроме блистательной игры созвездия актеров, безусловно, обеспечила музыка и песни Геннадия Гладкова на стихи Юлия Кима. Соколов пригласил Петра Налича, «выйдя» на него по социальной сети. Тот откликнулся не задумываясь, хотя на момент предложения, по собственным словам, не читал Шварца, а о сюжете судил по все той же киноленте.

Присоединяясь к проекту, участник Евровидения 2010 года уже прочитал и «Обыкновенное чудо», и другие пьесы драматурга. Сначала Налич намеревался создавать лишь музыкальный «фон». Но записал и вокальные номера. В частности, композитор положил на музыку стихотворение «Жираф» Николая Гумилёва и сам и спел, — эта новая песня звучит в прологе.

— Действие пьесы Шварца не привязано к конкретной исторической эпохе, оно развивается в пространстве вне времени, — говорит Налич. — Его музыкальное насыщение могло быть таким, как сделал Гладков, а могло предстать рок-оперой, характерной для семидесятых. Могло быть в стиле «Фигаро» из золотого века Вены, а могла быть атональная додекафония в духе какого-нибудь там Альбана Берга. В итоге у нас получилось смешение всех стилей. Авторитеты надо мной не довлели. Но вначале всегда страшно браться за текст, — улыбается. — Особенно, который читают все…

Звуковую дорожку Налич предполагает выпустить на диске, в который будут включены и написанные, но не вошедшие в спектакль номера, — столько написал разохотившийся композитор.

Постановку не приурочивали ни к чему, но, уже приступив к работе, авторы обнаружили, что в 2016 году исполнится 120 лет со дня рождения Евгения Шварца и 60 лет публикации пьесы-сказки, которую драматург посвятил жене Екатерине Ивановне. Совпадение почли знаменательным.

Расскажите друзьям: