Спектакль не для всех, но для каждого

Спектакль не для всех, но для каждого

20 сентября 2022

Автор: Ирина Малютина 
Фото: Роман Горбатовский

Журнал «ОсобаЯ»

Бывают спектакли, после которых хочется улыбаться и радоваться жизни — словно крылья выросли! Бывают спектакли, о которых хочется непременно поскорее рассказать друзьям — так лихо закручена в них интрига, или известный актер предстал в совершенно неожиданном амплуа, и это было классно. А бывают спектакли, после которых хочется помолчать, побыть в тишине, остаться наедине с самим собой… 

Новую постановку Пермского ТЮЗа «Эдит Пиаф. Больше, чем любовь» я бы отнесла как раз к последней категории. Это сценическая фантазия режиссера Константина Яковлева по пьесе Ксении Драгунской «Мой легионер», приуроченная к юбилею актрисы театра Татьяны Гладневой. 15 сентября премьерный спектакль «Эдит Пиаф. Больше, чем любовь» открыл новый 59-й театральный сезон Пермского ТЮЗа.  


DSC_0008.jpg

На протяжении всего спектакля на сцене всего два персонажа — Он и Она. Минимум декораций и красок: всего два простых стула и лаконичные черно-белые тона. Она — это Певица, играющая роль Эдит Пиаф, постепенно вживающаяся в образ и буквально сливающаяся со своей героиней. Он — Легионер (он же — Антрепренер), впоследствии ставший персонажем знаменитой песни Эдит Пиаф «Мой легионер». Между этими двумя случайно встретившимися людьми возникает некое очень тонкое взаимодействие — попытка понять друг друга, найти точки соприкосновения и, может быть, даже обрести наконец родственную душу. На сцене происходит своеобразный моральный стриптиз героев: рассказывая о своих самых сокровенных воспоминаниях, они обнажают друг перед другом (и перед зрителем!) свои наиболее уязвимые места, приоткрывая болезненные, до сих пор не зажившие душевные раны. И чем больше они узнают друг друга, теми сильнее становится их взаимное притяжение. Любовь, или даже нечто большее?       

DSC_0050.jpg

Главную женскую роль исполняет ведущая актриса театра Татьяна Гладнева. На мой взгляд, она совершенно точно попала в типаж своей героини: не красавица внешне, хрупкая, даже неказистая, но удивительно прекрасная душой и талантом, обладающая ярким индивидуальным характером, невероятно мощной внутренней энергетикой и потрясающей жаждой жизни. Более того — у Татьяны Гладневой прекрасный голос, и песни великой певицы в спектакле актриса исполняет сама. «Я пою не для всех — я пою для каждого, ” — говорила легендарная Эдит Пиаф. Пробившаяся на вершину славы из самых низов, певица была близка и понятна каждому. Она не боялась жить, любить, совершать ошибки. Другой вопрос — каких сил ей это стоило, от чего ей пришлось отказаться. И как раз эту глубоко личную сторону натуры Эдит Пиаф раскрывает в спектакле Татьяна Гладнева, причем делает это так, что за неполных полтора часа влюбляет в себя не только своего сценического легионера, но и весь зрительный зал.

DSC_0064.jpg

Партнером Татьяны Гладневой в спектакле стал актер Артём Гукенгеймер. Но если в Эдит Пиаф Гладневой мы видим прежде всего ее прекрасную душу, то Альбер в исполнении Гукенгеймера — это в первую очередь красивое тело. Неудивительно, что Эдит начинает испытывать к нему влечение — он и правда весьма хорош внешне! Сам Альбер уже покорен талантом певицы, и между ними вспыхивают первые искры взаимного притяжения. Случайная встреча, невозможный роман — или все-таки возможный?.. Чем глубже они узнают друг друга, тем сильнее разгораются их чувства. Но любовь ли это? Или просто каждый дал волю своей фантазии и дорисовал в своем воображении образ партнера так, что тот стал похож на его собственные мечты? А если это все-таки любовь, то какую цену придется заплатить за мимолетное счастье? Стоит ли она того?..    

DSC_0053.jpg

Вообще сложно однозначно трактовать происходящее на сцене. Что это — репетиция, попытка актрисы войти в образ, воспоминание о реальном событии прошлого или просто оживающая в творческом женском воображении красивая фантазия, которой суждено превратиться в песню и стать ее судьбой? Впрочем, так ли это важно? Гораздо важнее те эмоции, которые мы начинаем испытывать вместе с распахивающей свое сердце и душу героиней.  

DSC_0328.jpg

Женщина на сцене — это уже не только Эдит Пиаф, и даже не актриса, играющая роль Эдит Пиаф, это и каждый зритель, вместе с ней переживающий свое собственное прошлое или настоящее, а может быть, и будущее. Это спектакль не для всех — он для каждого. У каждого своя история, свои переживания и свои мечты. «Нет, я ни о чем не жалею!» — поет хрупкая женщина в маленьком черном платье, но с невероятно сильным характером. Она делает свой выбор в пользу искусства и любви миллионов своих слушателей и зрителей, ведь это для нее, несомненно, больше, чем любовь одного-единственного реального мужчины.  

А после спектакля хочется немного помолчать. Побыть наедине со своими мыслями о любви, о жизни, об искусстве, о том, что каждому из нас важно не только вовремя сделать свой выбор, но и уметь ни о чем не жалеть.     

DSC_0350.jpg






Расскажите друзьям: