В Пермском ТЮЗе побывал десант молодых журналистов из Екатеринбурга.
Участники конкурса «Взлётная полоса 2023», студенты УрФУ Рая Мамедова, Варвара Кальных и Андрей Темрюх исследовали наши пошивочный и бутафорский цехи. И пришли к выводу, что театр начинается с… ниточки!
Театр — это мир иллюзий, где зрители погружаются в другие миры. Однако за кулисами скрывается огромный труд, творческий потенциал многих людей, которые воплощают фантазии в жизнь. В этом материале мы расскажем о двух важных составляющих театрального производства: швейном и бутафорском цехах — на примере Театра Юного Зрителя в г. Пермь.
Стрекотание пошивочных машин, яркие и переливающиеся ткани на вешалках. Швейная мастерская — это место, где создаются костюмы для актеров. Дизайн придумывает художник, а швеи реализуют все самые смелые идеи.
«Костюмы должны соответствовать персонажам, которых играют актеры, поэтому швеи могут к дизайну художника добавить свои небольшие детали», — делится Любовь Семеновна Ратегова, начальник цеха Пермского ТЮЗа.
Швея проработала в мастерской 30 лет. По ее словам, когда она пришла сюда работать, в стране не было большого разнообразия тканей, а сейчас — на любой вкус и цвет.
Швеи полностью поглощены своей работой — это то, что сразу бросается в глаза: «Здесь создаются костюмы для актеров, которые играют в ваших любимых постановках», — с улыбкой говорит Любовь Семеновна. Начальник цеха объясняет, что за каждым нарядом прикреплена швея. Она начинает от выкроек и доводит дело до «последней пуговицы». Иногда на создание одного костюма может уйти больше месяца.
* * *
— Можно ли назвать это творчеством?
— Да. Если человеку неинтересно шить, он не придет сюда работать.
Актеры вносят коррективы, надевают костюмы за неделю до премьеры, чтобы привыкнуть к сценической одежде. Иногда бывает так, что костюмы могут не подойти по размеру, тогда их снова переделывают.
— Бывало ли так, что одежда рвалась за день до премьеры таким образом, что ее нужно было перешивать заново?
— Нет, такого не было на моей практике. Чтобы за день — нет. За неделю — да.
— Какой костюм вам больше всего запомнился?
— Был у нас один спектакль, назывался «Ночь перед Рождеством». Это были шубы из полиэтиленовой пленки. Это все резалось на полоски и настрачивалось на ткань. Они были очень тяжелые и огромные.
Сейчас мы трудимся над спектаклем «Новая история страны Оз». Нам на создание костюмов дали всего 1,5 месяца. За этот срок мы должны изготовить все, и не только мы, но и другие цеха: костюмы отшить, декорации, свет, звук и все, все, все.
* * *
Работа кипит. Театр вовсю готовится к новому спектаклю. Каждый занят своим делом. И снова напрашиваются эти слова: «Театр начинается с… ниточки», - в нем все взаимосвязано, словно паутина, где важна роль всего коллектива.
В бутафорском цехе создается «облик» спектакля, детали. Именно последние придают ему уникальность.
В художественной мастерской нет лишних предметов, все они занимают свое место в поистине творческом «беспорядке».
Утро художника-бутафора начинается с кофе, а заканчивается водными процедурами. Все потому, что ежедневно приходится работать с клеем, красками и иными материалами. Сами работники с улыбкой говорят об этой особенности их работы.
— Что самое сложное в вашей работе?
— Отмыться от клея. Не только руки, но и одежду, волосы, лицо. Но на самом деле сложность заключается в другом: иногда бывает так, что художник придумал декорацию, нарисовал картинку, придумал это все в голове, но он не знает технологию. Поэтому нам отдают красивую картинку, а мы уже сами додумываем, как ее воплотить в жизнь, — рассказывает Ольга Турпанова, художник-бутафор.
Как известно, в арсенале хорошего журналиста должны быть: ручка, блокнот и идея для интересного материала. А вот под рукой бутафора всегда находятся: клей (и не простой, а 88), акриловые краски и канцелярский нож.
Изнанка культуры — это люди, которые создают то, что зритель обычно не замечает. Это необычайный труд, именно с таких слов начинались рассказы наших героев. Каждый занят своим делом, а на выходе мы получаем единый результат.
Рая Мамедова, Варвара Кальных, Андрей Темрюх
УрФУ, Екатеринбург