ТЮЗ: Прогулка по берегу глупости

ТЮЗ: Прогулка по берегу глупости

27 января 2015

Глупость — это плохо. Казалось бы, бесспорное утверждение. Но более десяти лет назад во Франции наделал шуму роман писателя Мартена Пажа «Как я стал идиотом».

Главный герой этого произведения — Антуан — всерьёз решил поглупеть, дабы обрести простое житейское счастье. Эта история заинтересовала нового главного режиссёра Пермского ТЮЗа Евгения Зимина, и вот — 24 января в ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Как я стал идиотом».

По правде говоря, попытка рассказать о глупости как о чём-то хорошем, а в итоге изобличить все её минусы полностью не нова. Более пятисот лет назад Эразм Роттердамский написал «Похвалу глупости» — одно из самых ярких сатирических произведений своего времени. Но если в произведении голландского учёного полно условности и образности, то французский писатель реально заставил своего героя стать идиотом. Точнее, из начитанного, застенчивого молодого интеллигента-нонконформиста, противопоставляющего себя всем порокам современной жизни, Антуан, скрываясь от депрессии и тоски, превращается в полную противоположность самому себе: становится циничным делягой, эталонным продуктом системы.

Спектакль «Как я стал идиотом» в ТЮЗе обозначили как современная одиссея. И действительно, режиссёр Евгений Зимин, сам написавший сценарий по роману, пускает главного героя в удивительное и жутковатое путешествие если не по всем, то по многим порокам современного мира. Перед Антуанаом проносится множество поразительных в своём безумии людей: от профессора-алкоголика или главы клуба самоубийц до хозяйки брачного агентства, которая проверяет любовь статистикой. Странность образов весьма эффектно подчёркнута костюмами, в которые обрядил героев художник-постановщик Юрий Жарков. К примеру, богач и жулик Рафи носит золотую одежду, а врач-педиатр — клоунский костюм, из всех карманов которого (а их множество) торчат мягкие игрушки. Путешествие Антуана от одного героя к другому проходит на фоне сложносочинённых (из лестниц) декораций и постоянного мельтешения ярких картинок экрана на зеркале сцены. И, конечно же, музыки.

Музыка в «Как я стал идиотом» имеет большое значение. Евгений Зимин уже использовал отличные французские мелодии в постановке «Мещанина во дворянстве». Не первый раз созданием музыкального оформления спектакля занимается артист театра Михаил Шибанов, сыгравший роль Антуана. Не в первой и другим артистам ТЮЗа брать в руки музыкальные инструменты, чтобы играть на них и петь на сцене. Режиссёр превратил друзей Антуана — в книге людей разных профессий и сомнительных занятий — в яркую и разношерстную группу уличных музыкантов-хипарей. Когда Антуан преображается, красивую живую музыку сменяет жёсткое и бездушное техно, а его друзьям-музыкантам не остаётся места на сцене. Их безжалостно вытесняют другие. Антуану и его друзьям, ярким индивидуальностям, противостоят люди-манекены — серая масса безликих человечков, которые движутся как механические безвольные куклы. Хореографию ставила Лаура Хасаншина (Москва) От механических движений манекенов порой становится жутко. Эти манекены есть символ современного общества — глупого, послушного, бездушного.

Люди-куклы словно шагнули из «Баллады о манекенах» Владимира Высоцкого:

Они так вежливы, — взгляни,

Их не волнует ни черта,

И жизнерадостны они,

И нам, безумным, не чета.

Фактически Евгений Зимин в спектакле «Как я стал идиотом», как и многие режиссёры в кино и театре до него, сталкивает лоб в лоб глупость массового общества потребления и неповторимость индивидуального сознания. Показывает выбор между духом и пороком. Но в отличие от других произведений подобной тематики этот спектакль не выглядит манифестом или памфлетом, не впадает в нравоучительность, не навязывает зрителю, как надо жить. В спектакле просто показаны неприглядные стороны современной жизни и то, во что они могут превратить человека.

«Как я стал идиотом» — история про человека, про его метания и поиск себя. Антуан затосковал от переизбытка интеллекта, ум мешает ему жить и взаимодействовать с социумом. Попробовав разные способы интеграции, главный герой останавливается на антидепрессанте «Бодрозак», который усмиряет работу мозга и дарует возможность встать наравне с другими людьми. Антуана играет Михаил Шибанов — мужчина зрелый, но ему хорошо удаётся образ юноши-интеллектуала. И, несмотря на некоторую общую занудность и эгоцентричность своего героя, Шибанов раскрывает Антуана к финалу как довольно неплохого и, в общем-то, доброго парня, который запутался в жизни и отчаянно ищет выход. Вообще, в плане работы актёров «Как я стал идиотом» очень интересный спектакль. Он играется двумя составами (задействована половина труппы ТЮЗа!), но уже по первому показу было видно, что в непростых и порой странноватых образах, созданных Мартеном Пажем, актёры ТЮЗа чувствуют себя очень комфортно, ведь в отличии от многих современных произведений здесь им есть что играть. И делают они это от души.

Кроме того, актёры привнесли в спектакль много юмора. На сцене ТЮЗа «Как я стал идиотом» превратился в комедию. Произошло это во многом благодаря афористичности и абсурдности текста Пажа, но раскрывается через режиссёрские находки и актёрскую игру. Юмор в спектакле того уникального вида, когда вслед за смехом приходит осознание того, насколько всё серьёзно. Это уникальное сочетание делает постановку «Как я стал...» на удивление лёгкой. Да, в спектакле хватает довольно серьёзных сцен. Таких, где нагнетается напряжение, очень сильное... И сам собой припоминаются возглас из «Монолога битника» Андрея Вознесенского, подхваченный братьями Стругацкими: «О хищные вещи века! На душу наложено вето». Но добра и юмора всё равно больше.

Глупость не приносит главному герою счастья. Явившийся призрак (а, скорее всего, это была наркотическая галлюцинация) Антонио Бандераса в образе Десперадо говорит Антуану, что его новая жизнь — дерьмо, несмотря на все его деньги и модные шмотки. Антуан это сам прекрасно понимает и в итоге находит счастье — в друзьях (как ни банально), которые его спасли, проведя жутковатый ритуал, а ещё в любви к случайно встреченной им, такой же чудаковатой, как Антуан, девушке Клеменс (актриса Ксения Жаркова). Образ Клеменс мерещился Антуану всю жизнь. Суть спектакля «Как я стал идиотом» словно сводится к той мысли, что для нормальной жизни и счастья не надо пытаться бежать в глупость, не стоит пристраиваться к пошлой серой массе... От себя всё равно не убежишь, а душу испачкаешь, и станет только хуже. На самом деле достаточно, как в любимой Антуаном строчке Флобера, просто гулять по берегу.

Григорий Ноговицын, "Звезда"

Расскажите друзьям: