В Перми ставят спектакль о «Вконтакте»

В Перми ставят спектакль о «Вконтакте»

25 февраля 2013

В Пермском театре юного зрителя идут репетиции нового спектакля «Контакт». Корреспондент «Новостей Перми» побывала на одной из них и поговорила с режиссером об актуальной проблеме, взятой за основу спектакля – о том, что подростки все больше увлекаются модным виртуальным пространством, забывая про живое общение и прогулки.

- Почему вас заинтересовала тема жизни подростков в сети?

- Изначально я хотел рассмотреть отношения «подростки - компьютер», потом решил сконцентрироваться на взаимоотношениях подростка и конкретной социальной сети «Вконтакте». Именно там много времени проводят современные подростки и даже дети. Видео, музыка, картинки, фотографии людей – все это затягивает так, что времени на реальное общение не остается, либо его становится меньше. Хочется верить, что я ошибаюсь… но вы согласитесь, что много времени сегодня мы проводим в социальных сетях.

- То есть не только подростки, но и зрелые люди… Вы ведь тоже есть «Вконтакте»!

- Да, и взрослые. Я не отрицаю, что сам где-то увлекаюсь, что греха таить, провожу много времени в сети. Я либо переписываюсь с кем-то, либо интересуюсь альбомами друзей, удовлетворяю свое любопытство.

- Мне кажется, если человек гиперобщительный в сети, то он общительный и в жизни…

- Подростки разные. Я думал о том, что кто-то нам из них не поверит и скажет: «Мы другие». Кстати, эту пьесу читали подростки, высказывали разные мнения – от «это про нас» и до «кого вы тут показываете? Нет таких, это все выдумано!» Когда я проводил интервью, находились те, кто говорил, что не имеет страницы «Вконтакте». Мы ни в коем случае не хотим сказать, что все подростки такие, как персонажи нашего нового спектакля «Контакт». Есть люди, которые умело обращаются с соцсетями: они поддерживают виртуальные связи в реальности, дружат, встречаются, проводят досуг вместе. Мы ставим спектакль про разных подростков – у кого-то виртуальная жизнь занимает все его жизненное пространство и ему неинтересно выходить на улицу. Например, девочка говорит: «Зачем мне переться куда-то в другой район города, когда я могу здесь со всеми пообщаться – у меня все друзья под рукой, все на экране монитора». Я считаю это удобство мнимым.

- У такого поведения есть более глубокая причина?

- Я считаю, что некоторые прикрывают этим свое неумение или страхи заводить взаимоотношения в жизни. Не у всех ведь получается дружить, знакомиться. Кто-то, может, и не пробовал вовсе и не знает, как это делается в реальности. Для таких людей «Контакт» - стартовая площадка для общения.

- Но это же не плохо?

- Да, это не плохо. Вот есть такой персонаж Дэн, он считает, что «Контакт» - это способ завязать взаимоотношения, договориться о встрече и дальше перейти к коммуникации с глазу на глаз. Но есть и другая позиция – одна из девушек отрицает всякую возможность реальной встречи, отказывает встретиться с Дэном. Это Ксю, или Катя.

- Ксю, или Катя? У нее два имени?

- Это еще одна проблема, которая поднимается в пьесе. У некоторых подростков во «Вконтакте» две страницы. Одна – для родителей, чтобы они были спокойны, вторая – под чужим именем, с вызывающей аватаркой, где они свободно проявляют себя, где они творят, что хотят.

- Это похоже на раздвоение личности.

- Тут может быть разная мотивация. Возможно, две страницы появляются из-за непонимания взрослыми ребенка. Он как бы говорит: «Вы хотите, чтоб я был таким, вот – я буду таким. А самим собой буду на другой странице, раз вы не хотите видеть меня настоящего». В процессе сбора информации для пьесы я интересовался у подростков, почему у них две страницы. Одна из опрашиваемых девочек ответила, что запасная страница для того времени, когда плохое настроение, депрессия. И друзья подобраны такие, которые не будут напрягать, с которыми можно общаться, несмотря на это настроение.

- То есть у вашей героини две страницы… Как это отразилось на фабуле?

- История очень простая: девочка завела две страницы, и у мальчика было 2 страницы. Мальчик списался с девочкой под одним именем, она отказала ему во встрече, потом списался с другой и попал на ту же самую. Было ли это в жизни с кем-то, не знаю. Это доля моей выдумки в пьесе.

- Как идет процесс постановки пьесы? Близка ли тема актерам, привносят ли они что-то свое?

- Да, конечно. На репетициях находятся более точные компьютерные словечки, сленговые выражения подростков, так как мои артисты тоже имеют аккаунты в интернете и живут в этой теме. Вербатим – это тот стиль работы, когда я не являюсь единственным автором текста, мы сообща творим спектакль.

- Вербатимный текст, современная проблематика, тональность эксперимента – как все это будет воплощено на сцене?

- У нас условное пространство: на площадке не то кубы, не то кнопки из клавиатуры. Из них на сцене появляется то стена непонимания между героями, то площадка для общения – герои нажимают на них, отправляя друг другу послания. Мы по-разному пытаемся их обыграть. В целом сцена будет напоминать дом подростка, но без конкретизации бытовых условий.

- Почувствуют ли пермяки в спектакле местный колорит, какие-то особенные черты людей, говор?

- Я думаю, что подростки из «Контакта» могут найтись в любом другом городе России, эта история не имеет привязки к городу, краю, поэтому специально что-то пермское не закладываем в спектакль. Эта история обобщенная.

- То есть она возможна не только в России?

- Может быть. По телевизору как-то показывали сюжет про мальчика из Японии. Его привязанность к компьютеру была настолько сильной, что все это вылилось в его добровольное заточение дома. У него на экране монитора были магазин, школа. Он все делал через компьютер и совершенно абстрагировался от реальности. Пришлось подключаться врачам и пытаться выводить его из компьютерного мира. Слава богу, у нас таких ребят в спектакле нет. Все герои способны измениться.

- Получится назидательный спектакль?

- Нет, мы ни в коем случае не хотим давать подросткам назидания, нравоучения. Мне кажется, они сами разберутся, определят, где им комфортней, определят место сети в своей жизни. В каждое время были модны свои электронные штуки – тамогочи или что-то еще. Мне хочется верить, что «Вконтакте» это тоже такое наваждение и спустя некоторое время оно само надоест, и подростки начнут больше проводить времени друг с другом вживую. Спектакль ТЮЗа – это возможность подростков задуматься над проблемой, не более того.

Премьера спектакля состоится в Пермском театре юного зрителя 6 апреля.

Справка

Александр Югов – преподаватель пермского колледжа искусств и культуры, лауреат Международного конкурса драматургов «Евразия – 2006», фестиваля современной пьесы «Новая драма – 2009», конкурса «Факел памяти» в 2010 г. Пьеса «Контакт» написана им в технике вербатим в рамках театрального фестиваля для детей и подростков «Большая перемена» в 2011 году.

Расскажите друзьям: