В Пермском ТЮЗе Алиса убегает в интернет

В Пермском ТЮЗе Алиса убегает в интернет

19 декабря 2020

В Пермском ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Алиса в стране чудес» по мотивам одноименного произведения Льюиса Кэрролла в переводе Бориса Заходера.

Событие было радостным уже потому, что наконец спустя девять месяцев театр вновь распахнул свои двери. На премьеру пришли кто-то с мамой и папой, кто-то «коллективным походом» с педагогом. Перед началом спектакля художественный руководитель ТЮЗа Михаил Скоморохов поздравил всех с завершением ремонта крыши театра. Он обратил внимание собравшихся на специальные приборы в зрительном зале, которые призваны обеззараживать воздух в условиях пандемии.

Спектакль предназначен для детей от 9 лет, но думается, что первоклассники тоже способны уловить смысл происходящего на сцене. Кто читал «Алису в стране чудес», помнят, что проза Л. Кэрролла - это мир детства, где каждое слово открывается как новая планета, где представления о себе неотделимы от приключений, а отношения с живыми существами полны тайн. В русской детской литературе нечто подобное можно встретить в любимых детьми стихах Д. Хармса про то, как «жили в квартире «Сорок четыре» сорок четыре веселых чижа...», про кошку, которая «отчасти идет по дороге, отчасти по воздуху плавно летит!» или про «старичка маленького роста», который смеялся «чрезвычайно просто».

В литературной сказке про Алису сюжет представляет собою сон маленькой девочки, он построен как череда впечатлений, которые как раз связаны с ее освоением мира через слово, собственную фантазию и эмоциональный опыт.

Естественно, есть определенные трудности для перевода на сцену этого увлекательного для детей процесса их мыслительной деятельности через игру ассоциаций и впечатлений. Автор инсценировки Илья Губин предложил достаточно понятную для современных зрителей версию: Алиса попадает в мир чудес благодаря смартфону, пока родители и брат заняты своими делами. Это семейная история, потому что действующие лица ее снов - Гусеница, Белый кролик, Мышь, Герцогиня в чем-то похожи на ее маму, папу, бабушку и брата. Неслучайно исполнители играют по две роли - в реальной жизни Алисы и в том виртуальном мире, куда увлекает ее смартфон.

Спектакль поставил английский режиссер Майкл Хант, художник-постановщик - его соотечественница Беттина Джонс (имеет опыт работы в театрах Лондонского Вестенда). Встреча с ними прошла в режиме онлайн перед премьерой. Мистера Ханта пермяки знают по ТЮЗовским спектаклям «Питер Пэн» и «Лев, колдунья и платяной шкаф». Он признался, что книгу про Алису впервые прочитал семилетним ребенком, спектакли по этому произведению не смотрел никогда: не хотел разрушать очарование детских лет. Поэтому предложение Михаила Скоморохова стало для него своеобразным вызовом. Для Беттины Джонс работа с пермским театром - это первый опыт на российской сцене. Она призналась, что были определенные сложности при реализации замысла. В частности, волновала проблема органичного перехода персонажей из действительной реальности в виртуальный мир, соединения анимации и действия на сцене.

В целом сценография получилась красочной, как картинки в детских книжках. Заставка на экране смартфона воспринималась, как солнечная поляна, теплая и жизнерадостная (видео-арт Петра Марамзина). Анимация Джуды Марселы оказывалась одним из сказочных чудес. Костюмы таили в себе чудесное преображение близких Алисе людей в невероятные существа.

Тема семьи, в которой всем было сначала не до Алисы, завершается в спектакле хэппи-эндом. Используется традиция доброй старой Англии: чаепитие в «файф-о-клок». Вся семья собирается вокруг стола, в руках у каждого по чашке чая, с экрана всем улыбается Чеширский кот, который тоже с чашкой чая в лапах. Кот, он же автор текста, артист Евгений Замахаев поет (музыка Евгения Горбунова, группа «Малые реки Пермского края»). Все на сцене и в зале улыбаются. Зритель аплодисментами благодарит за объединяющий нас в эту ковидную зиму теплый семейный круг.

Как сообщил на пресс-конференции Майкл Хант, генеральная репетиция спектакля была девять месяцев назад. Потом пандемия наложила свой запрет на посещение театров. Осенняя репетиция перед премьерой, само собой, была, но следы некоторой разбалансировки единства действия на первом представлении пока чувствуются. Зная, что спектакли способны, как дети, расти в процессе общения с публикой, надеемся, что и эта премьера наберет со временем определенную силу.

В спектакле заняты Елизавета Мушегова, Мария Саламатова, Татьяна Гладнева, Анна Демакова, Андрей Пудов, Яков Рудаков, Заслуженные артистки РФ Татьяна Жаркова и Валентина Лаптева, Степан Сопко, Яков Шестаков, Евгений Замахаев, Станислав Щербинин.

Спектакль создан при поддержке партии «Единая Россия» в рамках проекта «Культура малой родины» и группы компаний «ЭКС».

Фото Романа Горбатовского из архива театра 

Галина Куличкина

Расскажите друзьям: