В Пермском ТЮЗе пофантазировали с помощью Мольера

В Пермском ТЮЗе пофантазировали с помощью Мольера

25 сентября 2013

Пермский ТЮЗ открыл 50-й юбилейный сезон премьерой "Мещанин во дворянстве" Мольера. На открытии сезона театр поздравили министр культуры Пермского края Игорь Гладнев, представители генерального спонсора ТЮЗа Группа компаний ЭКС, друзья и коллеги.

Художественный руководитель театра народный артист России Михаил Скоморохов кратко рассказал зрителям о том, какие новые спектакли и праздничные акции театр планирует в юбилейном году. Потом началось самое главное - показ нового спектакля.

По традиции, накануне театр сделал просмотр нового спектакля для театральной общественности, и он был встречен с энтузиазмом зрителями. В день открытия сезона премьера с другим актерским составом прошла при аншлаге и не раз по ходу действия сопровождалась аплодисментами. Можно с уверенностью сказать, что театр сделал очередное долгоиграющее, прокатное в хорошем смысле этого слова произведение, и нам остается только рассказать, за счет чего и благодаря кому пьеса из XVII века стала столь близкой и понятной современному зрителю.

Спектакль поставил петербургский режиссер Евгений Зимин и дал ему необычный жанровый подзаголовок - фантазия на вечные темы. Известный нам по постановке в этом же театре сказки "Елена Премудрая", Евгений Зимин уже тогда проявил склонность к игровой магии театра (у него актеры исполняли роли рек и лесов, была создана волшебная атмосфера перемены мест в путешествии солдата), но в "Мещанине" фантазия превзошла все зрительские ожидания. Режиссер предложил нам поиграть с историческим временем! И посмотреть, что из этого может получиться. Это очень существенный момент в интерпретации классики, и он свидетельствует о доверии театра к интеллектуальной культуре зрителя, к его готовности вступить в сотворчество с актерами и поддержать театральную фантазию, осуществляемую на сцене.

Как только зритель видит современные костюмы на г-же Журден, дочери Журдена, на портном и других; как только он отмечает, что при начале действия свет в зале не гаснет и персонажи пьесы выходят на сцену не только из-за кулис, но и из зрительного зала; как только он увидит в покоях Журдена "плазму" и музыкальный центр; как только он услышит ритмы современной поп-музыки - зритель догадывается, что сюжет развивается на стыке века минувшего и века нынешнего. У сидящих в зале рождаются свои ассоциации по поводу происходящего на сцене, но при всем индивидуальном разбросе восприятий, есть нечто общее. Зритель понимает, что главный герой мещанин г-н Журден несметно богат, он из "купеческого рода" (предприниматель с бешеными деньгами), стремится выглядеть на уровне законодателей века - дворян (псевдоэлита с ее гламурной культурой), для чего решил поднабраться манер (изменить стиль жизни по последнему слову "модных людей"). Ловкие прохиндеи - учителя танцев, музыки, фехтования, философии - не столько просвещают и обучают, сколько используют его тягу к обретению светского лоска для собственного обогащения. Обозначенный Мольером балет превращен на сцене ТЮЗа в яркую эстрадную подтанцовку (выразительная хореография А. Райника") под музыку французского шансона. Так получился замысел пародии на тех, кто, обретя тугой кошелек, стремится к новой цели - войти в элиту общества.

В этом отношении интересным перевертышем оказался исторический костюм эпохи Мольера. С одной стороны, он служит знаком приобщения к культурной памяти, с другой стороны, он используется как эффектный "прикид" для современных модников, и потому "подан" художником Верой Курициной в урезанном виде, типичный пример - платье маркизы: сзади до полу, а спереди - выше колен.

мещ3.JPG

мещ2.JPG

мещ1.JPG

Пьеса "Мещанин во дворянстве" присутствует на подмостках отечественной драматической сцены в течение двух столетий, разброс интерпретаций велик (желающие могут прочитать об этом в Интернете), но для нас главное в том, что темы у французского драматурга действительно вечные и юному зрителю небесполезные: что такое быть и казаться незаурядной личностью, в чем ум и дурость человека, благородство и низость его поведения в быту и обществе, его просвещенность: истинная и мнимая. ТЮЗ подбрасывает зрителям эти темы весело, озорно, с иронией и фарсом, в соответствии с установкой великого драматурга самому себе: "...приглядеться поближе к смешным чертам в человеке и показать на сцене пороки общества так, чтобы это было занимательно".

В спектакле занята почти вся труппа, в каждом составе есть свои лидеры комизма. Прежде всего отметим представителей старшего поколения труппы: Валерий Серегин, Наталья Попова (учителя танцев), Валентина Лаптева (госпожа Журден), Николай Глебов (учитель философии) - все прошли через школу смеховой культуры замечательных спектаклей "Золотой теленок", "Багровый остров", "За великое чувство любви!" (они были поставлены в свое время Михаилом Скомороховым - как об этом не вспомнить в юбилейный сезон) и хорошо чувствуют природу комического, остро разыгрывают тот или иной эпизод. Почти догнали, а кое в чем и перегоняют их актеры среднего поколения: Дмитрий Юрков (учитель философии), Ксения Жаркова и Елена Бычкова (исполнительницы роли служанки Николь), Михаил Шибанов и Александр Шаров (исполнители роли слуги Ковьеля), Марина Шувалова (г-жа Журден).

Мы увидели двух разных Журденов в исполнении Александра Калашниченко и Андрея Пудова, каждый был по-своему убедителен, смешон и страшен. В финале Журден Калашниченко, обманутый в своих ожиданиях, издавал звуки, похожие на рыдание и вызвал неожиданное сочувствие, так как оказывался одиноким и опустошенным, потерявшим себя, в чем-то похожим на булгаковского Шарикова с его "абырвалг". Андрей Пудов для своего Журдена нашел интонацию современного крутого мужика, который уверен в своих силах и в восторге от того, что "совершенствуется", идет к желанной цели. Пиком комической игры в спектакле стал урок произношения гласных, который показал, как много значений можно выразить в одном звуке. Причем, это были мгновенно узнанные зрительской аудиторией звуки типичного общения современной молодежи, и сцена Журдена Пудова с учителем философии - Д. Юрковым прошла под аплодисменты зала.

Более сложные чувства вызвала сцена посвящения Журдена в "мамамуши". С микрофоном в руках и в пародийном "прикиде типа" древнегреческий хитон, он выходит к зрителю, как новоявленная поп-звезда, и поет песню с примитивным литературным текстом в профессиональном музыкальном сопровождении (музыка В. Тонковидова), оттеняемый работой художника по свету и движениями подтанцовки. Мы видим, как мощные средства техники и искусства направлены на одну большую симуляцию, призванную вызвать массовое помутнение мозгов. Все ли зрители воспримут этот эпизод как пародию? Увы, многие уже внутри этой массовой культуры.

Внешне узнаваемы представители сливок общества - Доримена в исполнении Татьяны Гладневой и Анны Демаковой, Дорант Александра Красикова и Павла Ознобишина. Они легки и манерны, говорливы, как ручей с каменистым дном. Это своеобразные комические маски в духе эпохи классицизма.

Режиссер предложил более подробную разработку сюжетной линии молодых влюбленных Люсиль (А.Дашина и Н. Кайсина) и Клеонта (Д.Гордеев и Я. Рудаков), еще не испорченных пороками общества. Их романтические чувства подчеркнуты выразительной игрой с огромным белым покрывалом и световыми картинами - грезами на нем (художник по свету Евгений Ганзбург). Думается, вполне оправдана усиленная режиссером значимость в сюжете роли слуг. Эти народные характеры в трактовке театра тоже подпорчены цивилизацией, но зато в них есть здравый смысл, помогающий обрести простое человеческое счастье для себя и своих молодых господ.

Как справедливо было замечено в гоголевском "Театральном разъезде", человек под влиянием первого впечатления всегда спешит им поделиться с другим. Вот и после премьеры "Мещанина во дворянстве" народ, расходясь к остановкам общественного транспорта, бурно обсуждал качество пародийного театрального текста, отмечая некоторые актерские штампы у опытных и сложность игры для молодых актеров труппы. Не все с точки зрения художественного вкуса отдельных сцен было принято безоговорочно. Но сам факт разговоров свидетельствовал: впечатление от спектакля получилось сильным.

Галина Куличкина

Расскажите друзьям: