В Пермском ТЮЗе появилась «Собака, которая была кошкой»

В Пермском ТЮЗе появилась «Собака, которая была кошкой»

27 апреля 2025

Театральную адаптацию повести Тима Собакина, которую взяли за основу для сцены, подготовил Илья Губин, режиссер спектакля Константин Яковлев. Главный сюрприз этого спектакля в том, что в нем все роли играет одна актриса - Валентина Лаптева, которая в этом сезоне отмечает 45 лет служения Пермскому ТЮЗу.
Премьерный спектакль «Собака, которая была кошкой»предназначен для детей от 6 лет, и в нем есть свой воспитательный посыл: в отношениях с окружающими важно не то, что у них снаружи, а то, что внутри. Дидактика запрятана в историю одного домашнего питомца по имени Шак, который любил свежую рыбу, потому что был раньше кошкой. Шак живет в доме тетушки Сольвейг, которая тоже не так проста, как кажется. Она на работу каждый день летает на самолете, в трамвае ухитряется поехать в другую страну через моря-океаны. Тетушка и ее питомец Шак полны энергии, веселья, им интересно жить на свете именно потому, что с ними случаются всякие необыкновенные истории.
Одним словом, речь в спектакле идет о той путанице, которая иногда возникает в воображении людей, познающих мир через игру (вспомним хотя бы знаменитую «Путаницу» Корнея Чуковского). Театр предлагает окунуться в этот фантазийный беспорядок, чтобы через час выйти из зала чуть-чуть умудренным.
Валентина Лаптева, которая в этом спектакле играет роли тетушки Сольвейг, собаки Шак, знакомой тетушки по имени Ника Босмит (кто она такая, узнаете, если прочтет слова наоборот) и всех- всех- всех. Она неподражаема. Она дает нам урок театральной игры, которая требует большой отваги, актерского мастерства, детской непосредственности и веры в то, что живая настоящая жизнь происходит здесь и сейчас.
Валентина Лаптева приехала в Пермь в 1980 году через несколько лет после окончания Свердловского театрального училища по специальности «Актриса театр кукол». Но судьба подарила ей шанс стать актрисой драматического театра. Она получила звание заслуженной артистки России, неоднократно отмечалась за творческие достижения престижными наградами Перми и Пермского края. Большую роль в поддержке и развитии ее таланта сыграл Михаил Скоморохов, художественный руководитель ТЮЗа, который ценил в ней особую внутреннюю подвижность и готовность эмоционально сильно и быстро реагировать на драматические обстоятельства исполняемой ею роли. Он сразу оценил ее чувство юмора, иронию и сатиру, эксцентричность. Впервые актриса блеснула этими яркими красками в роли жены Васисуалия Лоханкина в спектакле Михаила Скоморохова «Золотой теленок». Зал изнемогал от смеха, когда ее тщедушная Варвара с неожиданной силой вколачивала в незадачливого супруга «истину жизни». Незабываема была ее «немножко беременная» Невеста из водевилей «За великое чувство любви!» Публика ее полюбила и ждала. Открытием стали ее психологически пронзительные роли, например, роль Шарлотты в «Вишневом саде» Чехова, королевы Марго в «Ричарде III» Шекспира. Одна из последних таких глубоких ролей, подаренная ей Михаилом Скомороховым, была роль Эсфирь в спектакле «Еврейское счастье», где многое Валентина Лаптева вложила от себя, своего понимания актерской судьбы.
В спектакле «Собака, которая была кошкой» актриса словно черпает из своей актерской кладовой все самые ценные творческие дары: детскую непосредственность, задор, азарт и заводной характер, юмор. И конечно, великое умение играть, подыгрывать, обыгрывать и выигрывать, общаться с залом, находить среди юных зрителей единомышленников. Быть выше житейской путаницы и чехарды. Она в очередной раз доказала, что может играть хоть кошку, хоть собаку, хоть тетушку или бабушку, лихо кататься на двухколесном велосипеде на сцене, изображать рев автомобильного мотора, писк непонятного зверя... Это все снаружи. А внутри - бесконечное самоотверженное служение Театру.
Выразим благодарность видеохудожнику Михаилу Шибанову, который сумел найти цифровой формат появляющихся рисунков на экране во время спектакля, точно отражающих детское мироощущение главных героев; Юлии Гайфутдиновой, которая придумала образы детских игрушек и костюм для тетушки Сольвейг, создающие мир добра. Стоит высоко оценить позицию художественного руководителя театра Константина Яковлева, который понимает актеров и дает им возможность крупным планом показать свою творческую индивидуальность. В 2022 году он поставил с Татьяной Гладневой в ее бенефис спектакль «Эдит Пиаф. Больше, чем любовь». Новая премьера - еще одно тому подтверждение.

Галина Куличкина

Расскажите друзьям: