В Пермском ТЮЗе состоялась премьера «Холодного сердца»

В Пермском ТЮЗе состоялась премьера «Холодного сердца»

28 сентября 2014

У одного человека было малодоходное и совсем непочетное ремесло. Жил он бедно и хотел разбогатеть. Но как? Такова сюжетная завязка спектакля «Холодное сердце», премьера которого состоялась в Пермском ТЮЗе. Спектакль поставлен по мотивам сказки немецкого писателя начала XIX века Вильгельма Гауфа, и остается только удивляться, насколько актуально звучит она сегодня.

Театр позиционировал «Холодное сердце» как зрелище для семейного просмотра, ибо мысли о деньгах часто посещают не только детей.

Люди, умудренные жизнью, знают, что большие деньги связаны с большими затратами. Здесь главное - себя не потерять. Сказка Гауфа как раз о потерях, душевных, человеческих. Она создана автором в стиле мистического немецкого романтизма с чисто немецким черным юмором. Хорошо, что все это сохранено в инсценировке Киры Велигиной и в постановочной стилистике премьеры.

Здесь стоит сказать о главной особенности спектакля - он придуман молодой постановочной группой. Назовем их: москвичи режиссер Артем Баскаков, выпускник РАТИ, мастерская Л.Е. Хейфица; сценограф Михаил Кукушкин из того же вуза, курс С.М. Бархина; художник мультипликации Владимир Ходанов, выпускник РАТИ, мастерская Б. Морозова; хореограф Лаура Хасаншина, выпускница Пермской академии искусства и культуры. Музыку к спектаклю написала Даша Баскакова, москвичка, работающая во Франции.

Видно, что молодые театральные деятели были хорошими учениками. Они унаследовали от своих педагогов, которые в свое время составляли гордость российского театра, самое главное - внимание к внутреннему миру человека, глубокое понимание тех противоречивых страстей, которые раздирают его душу, и идущее из глубин русской культуры целомудренное изображение самых сокровенных событий личной жизни.

Своеобразными пиками спектакля являются сцены любовного свидания бедного угольщика Петера Мунка с дочерью дровосека Лизбет и сцена убийства Лизбет тем же Петером, но уже знатным богачом с холодным сердцем в груди. Если первый эпизод полон поэзии света, тепла и добра, то второй пронизан поэзией мрака, холода и зла. Черно-белая мультипликация, создающая образ «черного леса», выразительно подчеркивает страх и смятение заблуждших душ.

Пермская публика часто встречается с работами молодых театральных деятелей и примерно знает, в чем молодые сильны и слабы. Хочется отметить, что здесь мы увидели счастливый случай, когда в спектакле нет случайных сцен и проходных персонажей, каждая минута действия исполнена конкретного смысла.

В этом нашим гостям немало помогли актеры. Спектакль играется двумя составами, и оба в целом равноценны, есть ансамблевость игры. Среди отдельных исполнителей хочется отметить творческий рост Сергея Тряцына в роли Петера; разные характеры создали исполнители одной и той же роли Дровосека Андрей Пудов и Николай Фурсов. Играет новыми красками роль Хозяйки трактира в зависимости от исполнения ее Татьяной Жарковой или Ириной Сахно; по-разному и интересно представляют Толстого Эзехиля, этакой метафоры живого мертвеца, Валерий Серёгин и Вячеслав Тимошин. А Голландец Михель в исполнении Александра Шарова завораживает тембром голоса, в котором появляются неожиданные дополнительные краски, которые словно доказывают истинность этого мифического существа. Поражает сочетание иллюзорности и реальности в образе Стеклянного человечка в исполнении Дмитрия Юркова: этакий задорный скособоченный гном, елейная интонация в голосе и неожиданный твердый нравственный императив, идущий от философии Канта и позиции писателя Гауфа. Органично влились в актерский ансамбль исполнители первого года работы в театре Анна Михайлова (Лизбет) и Евгений Замахаев (Петер Мунк).


Фото Александра Медведева из архива театра

Галина Куличкина

Расскажите друзьям: