В репертуар ТЮЗа вернулся водевиль
31 января 2014
30 января состоялась премьера сразу двух водевилей - «Беда от нежного сердца» Владимира Сологуба и «Петербургский ростовщик» Николая Некрасова. Режиссёр-постановщик, а также художественный руководитель ТЮЗа Михаил Скоморохов с удовольствием сообщил о возвращении жанра водевиля на сцену театра. Публика уже ответила… рублём: на два месяца вперёд билеты распроданы.
Разные, на первый взгляд, тексты («Беда от нежного сердца» – комедия положений, «Петербургский ростовщик» – водевиль характеров) при внимательном прочтении обнаруживают сходство: общие темы любви и денег, проблема «отцов и детей», место действия – Петербург. Амплуа легко узнаваемы: здесь и скупец, и девушки-простушки с их корыстными мамашами, и герои-любовники. Неизменный хэппи-энд: любовь вознаграждена. И вроде заранее знаешь, что кончится всё наилучшим образом, а «веришь» забавным случайностям и нелепым совпадениям. Остроумно, изящно, не требует интеллектуальных затрат.
Атмосферу вечера создаёт квартет русских народных инструментов «Каравай» (а кто его не любит в Перми и крае?). Он принимает участие уже в третьем спектакле ТЮЗа (до этого были «Чонкин» и «Золочёные лбы»). В первом действии музыканты сидят в зрительном зале, в первом ряду, а во втором – перебираются на сцену: их закладывают ростовщику. «99% всех современных спектаклей идут под фонограмму, – отметил композитор, сочинивший музыку к водевилям, петербуржец Вячеслав Круглик. – То, что делает пермский ТЮЗ – большая редкость». Кстати, Вячеслав впервые работал с водевилями, до этого он сочинял вокальные циклы, оперы. Так, в Мариинском театре была представлена его одноактная опера «Коляска» на сюжет повести Николая Гоголя. Любопытно, что тридцать лет назад учитель Круглика – Борис Тищенко – делал музыкальное оформление спектакля ТЮЗа «Светлана» (по Жуковскому).
Отдельно стоит сказать о сценографии.
– Сложность заключалась в том, что взятые для постановки водевили разнофактурные. Первый – лёгкий, мы сделали его в розово-голубых тонах, второй – тяжёлый, вязкий, серо-коричневый. Использовали давно забытый театром принцип полной перемены декораций (поэтому антракт длинный – 25 минут). Для воссоздания видов Петербурга были взяты раскрашенные гравюры XIX века Василия Садовникова. Костюмы постарались приблизить к времени действия, насколько это возможно. Надоели уже современные решения, - рассказал художник по костюмам Юрий Жарков
В спектакле задействованы почти все артисты театра: 35 из 40. Предполагаемый возраст зрителя – от старшеклассников и, как выразился Скоморохов, до «гробовой доски». Главное – приходить с открытым, чутким сердцем, способным отозваться на чужую беду.
Фото: Дмитрий Санин