«Весёлый солдат» в Пермском ТЮЗе

«Весёлый солдат» в Пермском ТЮЗе

10 апреля 2020

Проза Виктора Астафьева о Великой Отечественной войне обжигает своей правдой. Писатель отображает недавнее историческое прошлое нашей страны сквозь призму личного опыта, и его жесткий и честный взгляд потрясает душу читателя.

В основе спектакля - повесть Виктора Астафьева «Весёлый солдат», сцены из романа «Прокляты и убиты», рассказы «Ария Каварадосси», «Пир после Победы», «Бери да помни», «Сашка Лебедев» и стихи поэтов- фронтовиков. Взгляд писателя жёсток и честен. Он оценивает историческое прошлое сквозь призму личного опыта. Ведь прототипом героя – Лёшки Шестакова стал он сам, в 42-м добровольцем ушедший на фронт. Это он, весёлый солдат войны, попавший в самое ее пекло, впервые убивший человека - врага, лицо которого запомнит на всю жизнь. Это он, весёлый солдат, познал горечь утраты боевых друзей, мерзость военных госпиталей, великую силу дружбы и любви. Это он, весёлый солдат, израненный и контуженный, возвратился с фронта с молодой женой на Урал, в город Чусовой, и заново примеряется к мирной жизни.

Инсценировку написала пермский драматург Ксения Гашева, причем вдова В.П. Астафьева М.С. Астафьева-Корякина «благословила» ее на эту работу.

Судьба Лешки Шестакова вписана в историю его поколения и в глобальную катастрофу народа в истории России. Катастрофу не столько от того, что на фронтах Великой Отечественной погибло более 20 миллионов граждан СССР, а другую, не менее страшную, порожденную душевными травмами, с которыми вошли в мирную жизнь уцелевшие под пулями бойцы. В инсценировке Лешка Шестаков представлен с раздвоенностью внутреннего мира: его мучит сознание того, что он убил... Человека. Немца, фашиста... которого сам потом похоронил. Лешка страдает от того, что немец ему напоминает кого-то из своих. И только возвратившись с фронта в родные сибирские места, встретив двоюродного брата Михаила, он вдруг потрясенно осознает, что тот убитый им немец похож на брата. Так Виктор Астафьев к концу своей жизни переосмысливает солдатскую жизнь на войне: это не только защита Отечества, но и одновременно братоубийственное, святотатственное дело.

«Веселый солдат» (2010 г.) Лешка Шестаков — П.Ознобишин

«Веселый солдат» (2010 г.) Лешка Шестаков — П.Ознобишин

Ксения Гашева права, что в соответствии с духом прозы выдвигает образ народа вторым главным героем инсценировки, и народ у нее представлен как в отдельных типах: солдат, баба, старик, старуха, девушки; так и в обобщенном виде - в образе Хора. Ксения Гашева таким способом укрупняет масштаб трагедии советского солдата XX века и ставит Лешку Шестакова в один ряд с древнегреческими героями, которые несут в своей судьбе одновременно крест вины и героического деяния. Вспомним Прометея из трагедии Эсхила, Эдипа и Антигону из трагедий Софокла.

«Веселый солдат» (2010 г.)

«Веселый солдат» (2010 г.)

В инсценировке опора на античную традицию прослеживается в четком выделении в действии пролога, эпилога, она выражается и в функциях Хора, который комментирует происходящее, сочувствует Лешке, его товарищам, проклинает войну. Порой из Хора выходит, как в античной трагедии, Корифей, тот, кому автор доверяет по ходу действия высказывать самые важные мысли и чувства. Корифей в ТЮЗе читает стихи поэтов-фронтовиков (за кадром).

«Веселый солдат» (2010г.)

«Веселый солдат» (2010 г.)

В спектакле «Веселый солдат» занято более сорока человек, и эту человеческую массу Татьяна Жаркова вместе с актерами превратили в лица и характеры. Проникали в сердца зрителей образы-типы, созданные опытными актерами Вячеславом Тимошиным (Старшина), Ириной Сахно (Старуха), Николаем Фурсовым (Старик), Анной Демаковой (военфельдшер Нелька), Дмитрием Юрковым (фельдшер), Татьяной Гладневой (начальник госпиталя), Александром Шаровым (Петя Сысоев по прозвищу Стенька Разин), Натальей Аникиной (Полина, жена Миши). Запомнились искренние образы простодушных вчерашних мальчишек, которые ушли в бой, «не долюбив, не докурив последней папиросы», в работах более молодых актеров Якова Рудаков (Коля Рындин), Александра Сумишевского (Сема, связист), Сергея Трясцына (Ашот Васконян), Иван Гапонов (пленный немец).

«Веселый солдат» (2010 г.) Пленный немец - И. Гапонов, Лешка Шестаков - А. Радостев

«Веселый солдат» (2010 г.) Пленный немец - И. Гапонов, Лешка Шестаков - А. Радостев

Лешку Шестакова, главного героя спектакля, исполняют Артем Радостев и Павел Ознобишин. Артем Радостев играет скорее себя предлагаемых обстоятельствах, чем образ астафьевского героя. Он более убедителен в обрисовке персонажа до его внутренних мучений. Павел Ознобишин, опытный актер, проявляет здесь незаурядную способность глубокого психологического проживания судьбы своего героя, мастерство выражения главной темы образа Лешки - трагического разлома души и сознания. Мы видим, как нарастает в душе Лешки «ком» отчаяния, как он мешает дышать ему после боя, как из-за этого становится колючим характер Лешки в госпитале и после Победы. Его герой от внутренней сшибки чувств чуть ли не сходит с ума при встрече с пленным фрицем, которого он кормит картошкой. И поэтому в финале, когда Лешку-Ознобишина за праздничным столом среди родных настигает душевный кризис, и он вцепляется в брата, на которого был похож немец, убитый Лешкой на фронте, как во врага, и вдруг бессильно опускает руки, и падает без сил, и плачет, и плачет, зрителя тоже «пробивает»...

«Веселый солдат» (2010 г.)

«Веселый солдат» (2010 г.)

Что касается постановочных эффектов, то самые сильные из них связаны с введением в действие моментов обрядности и ритуала, этих древних игровых и зрелищных форм народной культуры. Таков эпизод подготовки к переправе через Днепр, а по сути - к встрече со Смертью. Молодые воины в нательных белых рубахах с одним помазком и одной бритвой на всех - как и судьба на всех одна - по очереди молча и даже торжественно брились. Такова и сцена окончания боя, в котором все, кроме Лешки, погибли, и тогда из глубины мрака выходят на сцену в белых рубахах то ли товарищи погибших, то ли их ангелы, и укрывают воинов шинелями, как саваном.

«Веселый солдат» (2010 г.). В центре - медсестра Нелька — А. Демакова

«Веселый солдат» (2010 г.). В центре - медсестра Нелька — А. Демакова

Моменты другого рода театральной условности также сообщают действию необходимый символизм и обостряют зрительские эмоции. Таково «белое братство погибшего батальона», являющееся Лешке в мирной жизни, пластический образ страшной переправы бойцов через Днепр. В сценографии Юрия Жаркова наиболее выразителен условный образ двигающегося в полумраке вагона с солдатами в нем, похожего то ли на клетку, то ли на преисподнюю, куда гонят всех чистых и нечистых, правых и виноватых... Атмосферу реквиема создает музыка Никиты Широкова, который по его признанию, главным музыкальным инструментом сделал гармошку. Его музыка «рифмуется» со сценографией и контрастирует с популярными оптимистическими песнями военных лет.

«Веселый солдат» (2010 г.)

«Веселый солдат» (2010 г.)

В финале спектакля мы видим стихию раздольного Праздника, с русскими традициями гостевания: многочисленным застольем, непременными большими пирогами, с поговорками-прибаутками (эпизод приезда Лешки в Сибирь). Судьба советского солдата-героя пермским ТЮЗом вводится в вечный временной цикл жизни, где в свой черед торжественно и величаво идут проводы и встречи, обретения и потери, умирание и воскресение Человека, темные силы сменяются светлыми.

Спектакль «Веселый солдат» - о правде войны, жестокой, но именно о той, которую необходимо знать, и прежде всего, молодому поколению.

Материал подготовила Алла Гурина

Расскажите друзьям: