Все возрасты покорны

Все возрасты покорны

17 октября 1971

Вчера спектаклем «Обыкновенная история» начался сезон в Пермском театре юного зрителя. Впереди – встречи, открытия. В нынешней афише театра зритель увидит названия новых спектаклей, имена новых режиссеров, актеров.

Накануне открытия сезона мы пригласили в редакцию группу режиссёров и актеров ТЮЗа. Сегодня с творческими планами областного театра юного зрителя знакомит наших читателей его новый главный режиссер С. М. Либман.

* * *

– Конечно, любая анкета не может дать полного представления о человеке. Тем более о художнике. Но все-таки кое о чем рассказать она может. Поэтому, начиная наш разговор о сегодняшнем ТЮЗе, нам хотелось бы подробнее узнать о вашей творческой биографии. Семен Михайлович.

– Моя работа в театре началась с 1945 года. В театральной студии при Харьковском драматическом театре я получил актерское образование. В 1965 году закончил высшие режиссерские курсы после которых стал главным режиссером Новочеркасского драматического театра.

Приход в театр юного зрителя считаю вполне закономерным для себя (когда-то я учился и в пединституте). Он дает прямую возможность служить самому прекрасному на Земле – детской радости. К тому же, ТЮЗу «все возрасты покорны»: ведь взрослые — бывшие дети, а дети – будущие взрослые.

– Театр начинает новый сезон. Новая режиссура, новые актерские силы... В чем видит театр свое главное направление, пути его осуществления?

– Жизнь многообразна и прекрасна в своей сути, и театр должен помогать зрителю видеть эту красоту и разнообразие. Он должен показать со сцены такого героя, который служил бы образцом, подавал пример и помогал становиться лучше. Героя, главной чертой которого было бы самопожертвование, умение с полной отдачей жить для других.

Направление театра осуществляется прежде всего в репертуаре. Не менее важно и то, как поставлен спектакль, что хотят им сказать создатели.

Возьмем, к примеру, «А зори здесь тихие...» Васильева (это будет одна из наших премьер сезона). В этом спектакле нам хочется не только показать развитие характеров героев, напряженный и трагический момент борьбы молодых защитников Родины против фашистов, но и приблизить их к сегодняшним ровесникам, обратиться к чувствам и мыслям нынешних молодых.

50-летию образования СССР мы посвятим спектакль по новой пьесе Думбадэе «Не беспокойся, мама!», который поднимает вопросы патриотизма, гражданской зрелости, ответственности по большому счету.

О том, как мужают мальчишки и девчонки, как в общении со старшими приходит к ним чувство ответственности, необходимости людям, расскажет спектакль «Обратный адрес» Алексина. Привлекла наше внимание и пьеса Яковлева «А Воробьев стекла не выбивал». И, конечно, большие надежды возлагаем мы на спектакль «Семья» Попова, в котором попытаемся воссоздать образ юного Володи Ульянова.

Кроме современных пьес, которые составят основу нашего репертуара, мы думаем обратиться к «Талантам и поклонникам» Островского, «Двенадцатой ночи» Шекспира. Самые маленькие зрители буквально на днях увидят сказку Шварца «Два клена».

– Думаем, вы согласитесь с тем, что этот репертуар предъявляет немалые требования к подготовленности актеров, их мастерству...

– Сейчас идет сложный процесс моего знакомства, оживания с коллективом. Но уже первые шаги позволяют сказать, что в театре есть многочисленная группа актеров, с которыми можно решать самые сложные задачи.

Творческий состав у нас молодой, не все еще смогли раскрыть свои способности, не все возможности проявились. Я думаю, наш зритель еще увидит очень значительные работы, откроет для себя по-новому и уже известных знакомых, и новых актеров.

Театр должен приносить зрителю потрясение. Это возможно только при творчестве единомышленников, синтезе работы всего коллектива...

В беседе также приняли участие: заслуженные артисты РСФСР М. Януш, В. Степанов, режиссер В. Крючков, зав. педагогической частью В. Остряковская, артисты Л. Кручинкина, Л. Симановская.

Записала Л. КАРГОПОЛЬЦЕВА

Газета «Молодая гвардия», 17.10.1971

Расскажите друзьям: