Вторжение инопланетян как метафора подростковых страхов

Вторжение инопланетян как метафора подростковых страхов

15 Февраля 2018

Режиссер Артем Баскаков в Пермском ТЮЗе приступает к репетициям спектакля «Гришка Вольт».

Светлана Баженова о пьесе «Гришка Вольт»

Пьеса была написана во время театральной лаборатории в Пермском ТЮЗе. Вместе с другими драматургами и режиссерами (участниками лаборатории) мы посетили разные школы города Перми. Мы были в элитном лицее, в коррекционной школе, в хореографическом училище, в хоровой капелле для мальчиков, в отряде скаутов. То есть это были совершенно разные школьники, и было трудно вычислить то, что их объединяет. И я поняла, что все они существуют в условиях какой-то абстрактной, довлеющей над ними опасности: тюрьма, армия, ЕГЭ, родители, общественное осуждение. В своей пьесе я воплотила этот страх в образе инопланетян, которые захватили Землю и грозятся ее уничтожить через 24 часа. И мы рассказываем о том, на что школьники тратят последние часы своей жизни, как они начинают рассуждать, как меняется их сознание. Или ничего не меняется. Вот такая пародия на нашу жизнь с трагическим финалом.


О пьесе Светланы Баженовой «Гришка Вольт» — театральный критик Павел Руднев

Школа оказывается оккупирована инопланетянами, которые заключили ее в своеобразный колпак. Инопланетяне признают землян тупиковой ветвью развития (современная детская литература на удивление не только эсхатологична, но и до невозможности точна) и готовы уничтожить вселенную. Но ожидаемой реакции не происходит - тут никто даже не собирается спасать вселенную, дети продолжают заниматься привычной прокрастинацией, устраивают компьютерную перестрелку, а учитель - который мог бы возглавить знакомую нам по Голливуду борьбу - разражается дико смешным, огромным монологом с кучей игровых терминов, созданный на птичьем сленге игроманов. Этот монолог - просто шедевр абсурда, бессмысленности и ощущения параллельных вселенных. Один из школьников в отчаянии случайно всех спасает ценой своей смерти, явившейся тоже результатом невежества, неосторожности и бессмысленности. В общем-то пьеса представляет собой яркую пародию и на метафору христианской жертвы, и на современное общество, и на утопические надежды на новое поколение, и на космический проект, и на жанр фантастики.

На снимке: репетиция читки «Гришка Вольт» Светланы Баженовой в постановке Александра Баркара, 2016


Расскажите друзьям: