Смерть. Конец жизни. Был человек - и исчез навсегда. Ваш близкий человек, например, мама. Или папа. Или жена, муж, ребёнок в конце концов. Представьте. Что вы чувствуете? [минута на размышления, время пошло]
О смерти мы либо не говорим вообще, либо отпускаем на её тему безобидные шутки, которые чуть ли не каждый день держат нас на плаву и спасают психику от пессимизма. А если серьёзно, мы даже слово "умер" заменяем на "ушёл из жизни", чтобы не было так больно. Мы тщательно пытаемся подбирать слова соболезнования, чтобы не сделать человеку ещё хуже. Мы даже боимся своей собственной смерти: потому что за ней - неизвестность, потому что мы ещё не всё успели сделать или сказать этому миру, потому что есть, ради чего или кого жить на земле. Боимся. Это табу для разговоров - так уж повелось. Но только не на сцене Пермского театра юного зрителя, только не в спектакле "Две дамочки в сторону севера".
Постановка Алексея Тишуры (по пьесе Пьера Нотта) – это трагедия, над которой смеются. Это смерть, на чëрную картину которой расплескали яркие краски и приняли как данность, как самое обыденное, неизбежное и очень весёлое приключение.
Поднимается занавес, и с первой же секунды по ушам зрителей бьёт громкая музыка: сразу становится ясно – нас ждёт что-то громкое в глобальном смысле этого слова. Яркое, красочное, похоже на праздник. А виновница торжества - смерть. На сцене ангелы. Белые крылья, светлые одеяния, облачка над головой - всё как положено, вот только лица... Они напоминают мимов, по сути клоунов, призванных иронизировать над реальностью. Они пляшут вокруг гроба. Уже, мягко говоря, "ничего себе... ". А на гробу - две дамочки, которые почти спят, но нельзя задремать: нельзя пропустить церемонию сжигания трупа их матери. Или, как они говорят, мамочки. От мамочки осталась лишь горстка пепла и брошь с драгоценным камнем.
Ангелы выносят огромный пугающий манекен. Труп, мёртвое тело. Выглядит страшно и жутко, особенно в руках ангелов с лицами мимов, особенно под жизнеутверждающую громкую музыку. Мы предвкушаем сцену кремирования и видим, как ангелы разбирают манекен на части и абсурдно танцуют с руками, ногами, головой, всем телом. Части этого трупа с грохотом отправляются в гроб.
Пламя. Урна. Смерть.
Да, вот так живёшь себе, а потом от тебя остаётся лишь чёрная крошка в коробке из-под печенья. Казалось бы, умирают родители - и весь мир рушится. А дамочки-сестры, наскоро посетившие ад, превращают своё общение в одну большую иронию, сарказм, а где-то даже сумасшествие. И отправляются на долгие поиски могилы отца, чтобы их родители встретились в одном месте на небесах.
Анетта (Ксения Жаркова) и Бернадетта (Анна Демакова), пробираясь сквозь кладбищенские тропы, узнают друг друга по-новому. Наверное, когда людей объединяет общее горе, они становятся невероятно близки. Ведь порой даже родным людям мы в жизни не скажем чего-то, что нас тревожит. Никогда не спросим, что сказал отец перед смертью. Никогда не скажем, что дорожим ими. А вот в такой ситуации, когда смерть становится вашей попутчицей, скажем.
Этот спектакль будто и сам смеётся над всем: над зрителем, над жизнью и смертью – в этом и заключается трагифарс. Мы чувствуем это во всём: от жеста среднего пальца, обращённого в зал, до кричащих сумасшедших костюмов, от современных битов из колонок до бьющегося о стену ангелочка.
Сняв маску комедии, героини в итоге освобождаются от бесконечной инфантильности и юмористического отношения ко всему на свете. Только в последней сцене, когда все трудности позади, дамочки надевают белые платья вместо своих забавных одеяний. И попадают в аварию. Ангелы?..
[ «Проплывают облака, это жизнь проплывает, проходит,
привыкай, привыкай, это смерть мы в себе несем». По-моему, этими строчками Бродского всё сказано. ]
Открытый финал добивает зрителя, у которого к глазам подступают слëзы. Ком в горле лишь от осознания, насколько это ужасно и прекрасно одновременно. Смерть и есть красота. В ней
и есть эстетика всей жизни – такая атмосфера царила на сцене. И каждый сам расшифровывает для себя нить символов и смыслов, которыми наполнен спектакль.
P.S. Браво и низкий поклон всем причастным!