Вячеслав Круглик: «Впервые работаю в драматическом театре»

Вячеслав Круглик: «Впервые работаю в драматическом театре»

31 Января 2014

В творческой копилке питерского композитора Вячеслава Круглика – сочинения для симфонического оркестра и камерных ансамблей, несколько вокальных циклов. Его опера «Коляска» была поставлена на сцене Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. А балет «Волшебное кольцо», написанный совместно со Светланой Нестеровой, был удостоен звания победителя конкурса Большого театра и Союза театральных деятелей на создание оперного и хореографического произведения для детей и юношества. С драматическим театром композитор встретился впервые и работа в Пермском ТЮЗе над спектаклем «Беда от нежного сердца» – его дебют в этом качестве.

– Вячеслав Леонтьевич, как же произошла эта встреча?

– Случайно. Меня нашел Марк Ильич Гольдберг, зав. музыкальной частью ТЮЗа, мы раньше даже не были знакомы. Он в интернете отыскал мои произведения, написал мне письмо с предложением принять участие вот в такой работе – сделать музыкальный спектакль для драматического театра, с участием «живых» музыкантов, которые присутствуют на сцене и даже сами выступают как герои. Я не раздумывая дал согласие. А потом я увидел спектакль «Золочёные лбы» в Петербурге на фестивале и укрепился в своей мысли – хочу работать с Пермским ТЮЗОм.

– Композитор в такой ситуации ограничен сюжетом, режиссёрским замыслом, возможностями актеров…

– Конечно, но это и дает определённую свободу, надо было стараться быть свободным. Это можно сравнить с камерной музыкой. Когда ты пишешь для симфонического оркестра, у тебя есть широкие возможности, а когда пишешь для флейты и фортепиано, зажат со всех сторон, и тогда возрастает ценность каждого звука.

– Как шла подготовка? Немного о творческой кухне…

– В октябре я приезжал в Пермь, смотрел эскизы костюмов и декораций, знакомился с возможностями актеров. Каждый исполнитель спел какую-то песню, я записывал для себя, каков диапазон, тембр голоса, у кого хорошие верха или низы. По замыслу режиссера Михаила Юрьевича Скоморохова, «Беда от нежного сердца» и в декорациях, и в костюмах, и в музыке не должна быть стилизацией, это аллюзия на 19-й век, отсыл в то время. И моя музыка должна была вписаться в эту концепцию.

– Это наше представление о том времени?

– Да. В спектакле «Беда от нежного сердца» такие колоритные персонажи, особенно во второй части – «Петербургском ростовщике». Поймал характер – получилось, не поймал – увы, мимо.

– Вы писали музыку для ансамбля русских народных инструментов, а значит, соединяли несоединимое – 19-й век и балалайки с домрами. Ведь невозможно представить в дворянском салоне народников-музыкантов.

– Между прочим, на народных инструментах прекрасно звучит барочная музыка, они отлично сочетаются с клавесином. Звучит в них что-то древнее, архаичное. Я преподаю в Петербургском Университете культуры на кафедре оркестрового дирижирования именно у народников, и восхищаюсь возможностями этих инструментов. Народные инструменты – в данном случае, в спектакле «Беда от нежного сердца», – это лишь средство, они дают особый колорит, особые краски, лишь усиливают ту самую аллюзию на 19- век, подчеркивают, что это не стилизация.

– А как шла работа с квартетом «Каравай»?

– Я высылал им и клавир, и партитуру для их инструментов, знаю, что руководитель «Каравая» Олег Згогурин что-то менял, приспосабливал. Но я им доверяю абсолютно, поэтому даже никаких вопросов не возникало.

– Поделитесь секретами, как композитору, не играющему на инструменте, удается писать для него музыку?

– Хороший композитор – это хороший исполнитель на своём инструменте, неважно на каком – фортепиано, скрипке или тромбоне. Он должен быть успешен как исполнитель. Проходит время, хочется большего, не хватает одного инструмента для самовыражения. Начинаешь изучать инструментовку для симфонического, духового народного оркестра. Это технические задачи решаешь. Как бы пафосно это ни звучало, вспоминаю историю про Бетховена. Однажды он написал сочинение для скрипки, и скрипач ему говорит, что музыка не исполнима. На что Бетховен ответил: «Мне нет дела до вашей скрипки, я с Богом разговаривал». Если технические и духовные стороны соединяются в творчестве композитора, тогда все в порядке.
 
– И вот премьера спектакля «Беда от нежного сердца» состоялась. Ваши впечатления?

– Очень сильные впечатления. Опять убедился, что творческий уровень Пермского ТЮЗа необычайно высок. Как точно пойман, передан дух, аллюзия, настроение 19-го века. Михаил Юрьевич Скоморохов -  настоящий мастер. Все музыкальные номера стоят именно там, где нужно, подхватывают темы диалогов. Актеры большие молодцы! Очень хорошо поют и играют. С виду все легко и воздушно, но понимаешь, какой труд за этим стоит, сколько репетиций затрачено. Думаю, что спектакль будет радовать зрителей.

 
Для справки: Вячеслав Круглик родился в 1977 году в Санкт-Петербурге. Окончил музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова по классу тромбона у профессора Б. П. Виноградова. Параллельно занимался композицией под руководством А. С. Нестерова. В 1996-2001 гг. обучался на композиторском факультете Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Б. И. Тищенко). Окончив консерваторию с отличием, продолжил обучение в аспирантуре (2001-2003).
Участвовал в фестивалях: «Молодежные Академии России», «Арена» (г. Рига), «Московский пасхальный фестиваль» (п/у В. Гергиева), международный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей», международный фестиваль современной музыки «Новые горизонты», международный фестиваль «Брасс-вечера в Мариинском», «Петербургская музыкальная весна» и др. Также неоднократно принимал участие в конференции «Лаборатория музыкального театра XXI века» (г. Сочи). В 2005 году стал лауреатом Всероссийского конкурса Мариинского театра как автор одноактной оперы «Коляска» на сюжет Н.В.Гоголя, мировая премьера которой состоялась 1 апреля 2009 года под управлением Валерия Гергиева. Балет «Волшебное кольцо», написанный совместно со Светланой Нестеровой, был удостоен звания победителя конкурса Большого театра и Союза театральных деятелей на создание оперного и хореографического произведения для детей и юношества (2008). Член союза композиторов России, член правления музыкального фонда Санкт-Петербурга. Преподает на кафедре оркестрового дирижирования в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств.
Среди сочинений композитора – симфония, «Время жить и время умирать» (сюита для оркестра по прочтении Ремарка), «Княгиня Ольга» (увертюра для симфонического оркестра), концертино для духовых, арфы и ударных, два струнных квартета, вокальный цикл «Три кипариса» на слова Н. Хикмета, вокальный цикл «Про коня» на слова И. Иртеньева, соната для флейты и фортепиано и балетная сцена «Опять двойка» по картине Ф. П. Решетникова, струнные квартеты, вокальные циклы, музыка к спектаклю «Беда от нежного сердца» (вечер старинных русских водевилей) в Пермском ТЮЗе  и другие сочинения.

Расскажите друзьям: