Мораль пани Дульской

В доме пани Дульской скандал… Такой скандал, что даже фотографии предков и родственников на стенах гостиной вкривь-вкось. Еще бы! Беспутный сын Збышко соблазнил горничную Ганку и назло мамаше собирается на ней жениться. Так пани Дульская, почтенная мать семейства, оказывается на грани общественного скандала. Накапливаемое скопидомством добро, безупречная репутация обывателя, надежда на выгодную женитьбу сына – все, казалось бы, должно рухнуть в одну минуту. Вот на такой «провинциальной сенсации» основан сюжет пьесы.

Пьеса о мещанстве… И в центре ее большой хозяин микромира – пани Дульская» (заслуженная артистка РСФСР М.Ф. Януш). С самого утра находится она в состоянии бурной деятельности: скандалит с кухаркой и раздает подзатыльники детям. Но сквозь «густо» выписанный внешний облик постепенно проступает созвучный ему внутренний: оплывшая душа и необыкновенная цепкость в делах практических. Главное же, чем пропитано существование дома «мамаши», — это мораль «на показ». Разговоры о ней ведутся непрерывно: «У меня на первом плане мораль… Так уж заведено, и этого надо держаться».

На самом деле Дульская отлично постигла закон мещанского бытия: «Все товар». Она великий политик и отлично научилась оперировать производным от этого закона: «не обманешь - не продашь». Предметом купли-продажи становятся и дети Дульской: сын Збышко и дочь Хеся. В этом и заключается трагический узел конфликта, на котором и актеры и режиссер М. Кольцов расставили отчетливые акценты. Для них важно прежде всего то, как мещанство, гнилая мораль, заражают молодые плоды.

Збышко и Хеся парализованы ею от рождения. И все-таки поведение Збышко сложнее, чем по логике вещей должно быть. В отличие от бездумной сестры, он понимает подоплёку «мамочкиной морали» и предвидит жалкую перспективу своего существования: «Наступит час, - восклицает Збышко во втором действии, - когда я стану архидульским, обердульским, буду плодить целое племя дульских и весь нальюсь спасательным жиром и спасительными теориями». Это мучает Збышко. Он зол, криклив, проводит жизнь в кабаках.

Появление в доме горничной Ганки, к которой Збышка тянется всей душой, делает его протест еще ярче, он бунтует. В. Шитов, играющий эту роль, мотивы поведения своего героя черпает, с одной стороны в ненависти, «вызванной дульским образом жизни» в нем, с другой стороны, в чистой любви к Ганке, которая приходит неожиданно. Г. Запольская в пьесе представляет эту любовь как не нечистое, плотское. Ганка в ней раба, а Збышка повелитель, соблазнив ее, он становится брезглив и нетерпим к ней). В одной из сцен спектакля прогулявший всю ночь герой приходит рано утром домой. И вдруг его останавливает просветленное лицо Ганки. Збышке ничего не нужно от нее, просто хочется смотреть ей в газа, говорить с ней. В спектакле ярко выделено то большое чувство, зарождающееся в Ганке (кстати, эта роль - дебют выпускницы Свердловского театрального училища Г. Малягиной) и Збышке.

И все-таки, бунтуя, Збышка дает слово жениться «назло мамочке». Взятый за горло циничной родственницей, кокоткой Юльясевич (О. Данилова), популярно объяснившей ему, что без денег и родительской помощи он погибнет, Збышка сдаётся. И все-таки предавая Ганку, он страдает.

А вот его сестра Хеся собирается на урок танцев. Она умоляет вернувшегося домой Збышка протанцевать с ним «Кекуок». В мимической мизансцене А. Стреляева, она играет Хесю, делает этот образ гротескно-вульгарным, проясняет его до конца. В Хесе, еще не вступившей в жизнь и совсем юной, уже сильно желание «подороже, повыгоднее продать себя».

Спектакль «Мораль пани Дульской» поставлен в жанре трагикомического фарса, поэтому все образы за исключением немногих шаржированы. Прием шаржирования проявляет основную мысль спектакля об уродливости мира, в котором живут герои, «ненормальности» сложившихся отношений.

Как и положено, в таком мире живут и хищники, и жертвы. Пан Дульский (Н.Н. Гус) – одна из жертв. Муж, тайком от жены ворующий сигареты, спрятанные от него на печке и из экономии (к ней его обязывает пани Дульская) совершающий загородные прогулки, прописанные врачом, в гостиной, - вот, во что превратился, очевидно, когда-то романтичный влюблённый. Эта роль сложна мимически – ведь за все три действия спектакля Дульский не произносит ни одного слова. И только в разгар семейного скандала, когда жена требует, чтобы он произнёс решительно слово отца и отрезвил Збышка пан Дульский кричит: «Идите вы все к черту!». Бессловесная фигура пана Дульского свидетельствует о трагизме жизни.

А вот дочь Меля, похожая на маленькую больную птицу (Г. Бахмисова), ищет тепла, человеческого общения, ищет человека независимо от его происхождения: сначала в Збышке, потом в Ганке. Она много еще не понимает, но чувствует несправедливость того, что совершается в их доме по отношению к горничной.

В отличие от Мели, неспособной на какой-то решительный шаг, Ганка в самый тяжёлый момент обретает силу. Она бьет по самому чувствительному месту пани Дульской, по ее карману, требуя заплатить за свой позор огромную сумму, а в финале уходят из дома Дульских швыряет эти деньги им в лицо. (Такой эффектной сцены нет в пьесе Г. Запольской).

Заключительная сцена усилена режиссерской зрительной ремаркой. Она напоминает сцену разоблачений в произведениях Ф. Достоевского, и героиня ее, по существу, центральная героиня пьесы вырастает до героинь великого писателя.

Спектакль, поставленный в жанре трагикомического фарса, говорит об уродливости мира, где торжествует мораль Дульских.

(по материалам пермской прессы 1976 г.)

Габриэль Запольская

Трагикомедия в 3-х действиях


Режиссер М.Я. Кольцов

Художник Ф.И. Ланина

Постановщик танцев А.П. Горшков

Музыкальное оформление С.И. Хуторской


Действующие лица и исполнители

Пани Дульская – засл.арт РСФСР М.Ф. Януш

Пан Дульский – Н.Н. Гусс

Збышко Дульский – А.П. Донец, В.Д. Шитов

Хеся Дульская – Т.В. Кириленко, А.А. Стреляева

Меля Дульская – Г.С. Бахмисова, Н.Б. Карагодина

Пани Юльясевич, урожденная Дульская – О.М. Данилова, А.А. Сыпко

Ганка – Т.Б. Малягина, И.П. Сахно

Тадрахова – Н.В. Аммосова, К.С. Кемаева

Спектакль ведут О.М. Данилова, А.А. Мазунин


Премьера состоялась 14 октября 1976 года


новости

28 октября (Пн) |2019
Галина Бахмисова: В театре нет ничего случайного

«История в историях» - совместный проект Пермского ТЮЗа и Издательского дома «Компаньон» к 55-летию театра

Расскажите друзьям: