Привидения

Норвежский драматург Генрик Ибсен еще при жизни был признан великим. С Ибсена начинается «новая» драма. Он пришел на русскую сцену одновременно с Чеховым и Горьким. В его драмах, как и у Чехова, за рассказом о будничных фактах из жизни ведется другой, важнейший рассказ о сложном и трудном мире духовной жизни героев.

В 1881 году Ибсен пишет драму «Привидения». Герои переживают страсти высочайшего накала и горько расплачиваются за них. Еще современники драматурга отмечали сходство пьесы «Привидения» с древнегреческими трагедиями, где тема родового проклятия — одна из центральных.

Критик В. Пантелеева в статье «Отцы и дети в доме-клетке» (газета «ЗВЕЗДА» 18.03.1987 года) отмечала:

«С большим пониманием того мира, который предстоит нам постичь, сделано художественно-музыкальное оформление спектакля. Он начинается с представления атмосферы, в которой происходят события, с погружения нас в сложный художественный мир Г. Ибсена. Мы вслушиваемся в тревожную, напоминающую шум моря музыку, вглядываемся сквозь полумрак в темные очертания интерьера дома капитана Альвинга: низкий, давящий потолок, двери-решетки, окна-решетки, комната-клетка. Да, «благоприятные» условия, чтобы всему лучшему, что есть в человеке, «переродиться в безобразное». Обычно щедрый на выдумку, режиссерскую фантазию М. Скоморохов в этот раз сосредоточился на актерах. Тонкий психологический материал потребовал от каждого из них напряженной душевной работы.

«Первой скрипкой» в ансамбле стала заслуженная артистка РСФСР Ирина Сахно, в ее трактовке роли фру Альвинг наиболее выразительной и самой острой получилась тема ответственности отцов за судьбу детей. Отчаянную борьбу ведет фру Альвинг, чтобы очистить жизнь свою от лжи и грязи, спасти тем самым единственного сына, вырвать его из этого мрака на свет. Но терпит поражение, И. Сахно всю роль провела на высоком эмоциональном накале, ни разу не позволила себе расслабиться, передохнуть. Поэтому почти физически мы ощущаем страдания ее героини – сильной, волевой, решительной, но в то же время женственной, доброй и мягкой. Всю жизнь фру Альвинг лгала, пытаясь скрыть от людей, а главное, от сына пьянство и разврат мужа, свою одинокую, тяжелую жизнь. Да, она пыталась вырваться из этой жизни, бежать от мужа, но была «водворена» в лоно семьи именем Долга. Все светлое, радостное в себе пришлось задушить. Фру Альвинг, изнывавшая все годы под гнетом лжи и обмана, рассказывает, наконец, правду, но все оказывается слишком поздно...

Поборником сохранения мнимых идеалов, неукоснительного исполнения Долга, охранником всех старых устоев выступает пастор Мандерс (заслуженный артист РСФСР В. Пешков). Настоящее «привидение», стоящее на страже законов «мертвецов», мешающих новой жизни под прикрытием внешнего благочестия и порядочности. Это он истреблял в других и себе подлинно человеческие порывы. Это он вернул фру Альвинг ее мужу. Он требует и теперь от нее сокрытия истины ради «спасения идеала».

Трусость, страх перед реальной жизнью, правдой приводят пастора Мандерса к настоящему нравственному преступлению. Он обещает свою помощь и поддержку Энгстрану в устройстве нового «Дома капитана Альвинга», мило именуемого «приютом для моряков», на деле – обыкновенного притона, лишь бы избежать шума в прессе.

Третий представитель старших – Энгстран – воплощение алчности. В отличие от фру Альвинг и пастора Мандерса Энгстран с первого же появления внушает отвращение. Заслуженный артист РСФСР Б. Плосков, исполняющий эту роль, убедителен и интересен.

Стержнем спектакля стал Освальд Альвинг в исполнении В. Шульги. Он обаятелен, нервен, восприимчив, интеллигентен, умеет располагать к себе публику».

Главные герои в спектакле «Привидения» — человек и его душа, которая, пребывая долгое время под гнетом обмана и притворства, уродуется, разрушая внутренний мир и сущность личности. Спектакль ставит множество жизненных вопросов перед молодым зрителем. И один из главных – какова цена компромисса.

Генрик Ибсен

Семейная драма в 3-х действиях

Спектакль идет с одним антрактом


Режиссер-постановщик М.Ю. Скоморохов

Художник А.В. Казначеев

Музыкальное оформление М.Э. Гольдберга


Действующие лица и исполнители

Фру Альвинг, вдова капитана и камергера Альвинга – засл.арт РСФСР И.П. Сахно

Освальд Альвинг, ее сын – В.И. Шульга

Пастор Мандерс – засл.арт. РСФСР В.М. Пешков

Столяр Энгстран – засл.арт. РСФСР Б.А. Плосков

Регина Энгстран, живущая в доме фру Альвинг – Н.П. Шульга

Действие происходит в усадьбе фру Альвинг, на берегу большого фьорда в западной Норвегии.

Спектакль ведет Н.Л. Орехова


Премьера состоялась 31 января 1987 года
Расскажите друзьям: