Свои люди – сочтемся

Спектакль «Свои люди – сочтемся» был поставлен в 1983 году к 160-летнему юбилею А.Н. Островского.

Пьеса привлекла театр не только темой «отцов и детей», но и ярким разоблачением купеческого самодурства, лицемерия, хамства, невежества. Это история не столько о человеческой жадности, гордыне и страхе, сколько об отчаянной попытке человека "ухватить судьбу за хвост". В этой истории добро и зло "размываются", становятся почти неотделимы друг от друга, белое оборачивается черным и наоборот…

Бессмертная комедия рассказывает нам о мире, в котором царит обман, и если мошенник бывает наказан, то только потому, что его обманывает еще больший плут. Очень хитро поступил купец Большов, сочинив схему невиданного обогащения через фальшивое банкротство и отказ платить по кредитам, положившись при этом во всем на своего преданного приказчика. Старая патриархальная мораль – мол, свои люди всегда сочтутся – трещит по швам. При достижении цели (а цель у них одна: отхватить кусок побольше да пожирнее) все средства хороши: нет ничего недозволенного для этих «нуворишей разного срока призыва»… Подхалюзин носил маску угодливости и подобострастия до тех пор, пока торчал в конторе. Отправив Большова в «яму», он берет реванш. Вместе с отобранным у Большова домом и дочкой он берет реванш за прошлое с размахом – унижая вчерашних попутчиков, которые знали его в бедности, окружая себя роскошью. Но даже Подхалюзину не угнаться за своей женой, хладнокровно продающей и предающей своего отца. Скользкий, как мокрица, Рисположенский с его вечным «А выпью-ка я еще рюмочку», с карточками деток, которые всегда у него наготове, точно козырные тузы, с его масляными глазами, вмиг становящимися ледяными, когда появляется возможность ускользнуть от прежнего хозяина и переметнуться к новым. Это люди без лиц, но с личинами - надо будет, сотрут одну, нарисуют другую.

Но век Подхалюзина тоже долгим не будет. Рядом созревает молодой да ранний Тишка - парень не промах, потихонечку примеряет на себя подхалюзинские манеры и повадки и очень внимательно следит за поведением хозяина. Его поколение, пожалуй, уложит наповал своих предшественников без всяких рефлексий. Аппетиты возрастают в геометрической прогрессии. Время остановилось, поменялся лишь интерьер. Но суть осталась та же: бездуховность, воинствующая и страшная в своей вседозволенности.

Александр Николаевич Островский

Комедия в 4-х действиях

Спектакль идет с одним антрактом


Постановка С.М. Либмана

Сценография А.М. Тимергалеева

Музыкальное оформление М.И. Гольдберга

Хореграфия А.С. Райника


Действующие лица и исполнители

Самсон Силыч Большов, купец – Н.С. Глебов, В.П. Ковтун

Аграфена Кондратьевна, его жена – Н.И. Артеменко, Н.В. Аммосова

Олимпиада Самсоновна (Липочка), их дочь – Н.А. Попова, Л.Ф. Смолькова

Лазарь Елизарыч Подхалюзин, приказчик – А.Я. Баткалов, В.А. Зимин

Устинья Наумовна, сваха – засл. арт.РСФСР И.П. Сахно, Л.А. Уланова

Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий – засл.арт. РСФСР Б.А. Плосков, В.И. Шульга

Фоминична, ключница – Л.А. Девина, В.Н. Лабырина

Тишка, мальчик – В.А. Быков, С.Т. Лабырин


Премьера состоялась 28 февраля 1982 года

Расскажите друзьям: