«Тревожно гудят колокола, нервные огненные блики освещают сцену, с тупым звуком врубается в дерево топор. Нарочито грубо сработанный помост символизирует лобное место, плаху, которая станет уделом большинства действующих лиц спектакля, - писала о постановке критик С. Светлова в статье «Гринев и другие». - События происходят на этом помосте, как бы укрупняя и ставя вопросы в самом масштабном плане: судьба человеческая и судьба народная». Это был один из масштабных спектаклей ТЮЗа – в программке значится 34 действующих лица.
Главную роль Петруши Гринева сыграл молодой артист Олег Гурьев, который только пришел в Пермский ТЮЗ после окончания Саратовского училища. В роли Емельяна Пугачева зрители запомнили Валерия Пешкова и Дмитрия Хлопонина. В том спектакле дебютировал еще один молодой актер, а ныне заслуженный артист России Вячеслав Тимошин. Вот как он вспоминает о своей работе: «Первая роль в Пермском ТЮЗе была довольно интересная – комендант Оренбургского гарнизона из «Капитанской дочки», генерал. Персонажу было лет шестьдесят, а мне – двадцать четыре. Я нарисовал себе морщины, весь запудрился, и один знакомый артист сказал: «Ты похож на таракана в муке». На мне были ботфорты, мундир, парик с косичкой. Когда Гринёв приезжал и говорил, что нужно немедленно спасать Машу, я отвечал: «Нет, молодой человек, чего вы в ногах путаетесь. У нас свои стратегия и тактика, никого мы не будем вызволять!». В общем, склочный такой генерал».
Кстати, фарсовое решение образа коменданта, а также председателя следственной комиссии критик С. Теплова отметила как недостаток постановки: «Это снижает ощущение серьёзности схватки, знакомясь с этими водевильными фигурами, зритель может забыть о том, что враги Пугачева были достаточно опасны и изобретательны».
Рецензент положительно оценила ряд сцен с участием молодого актера О. Гурьева: «Точен О. Гурьев в острой конфликтной ситуации, которая намечается с появлением соратника Пугачева Белобородова (арт. В. Устинов). Тогда намечается на сцене напряжённое поле ненависти, беспощадной, выстраданной. Белобородов в исполнении В. Устинова – удача спектакля. Это характер ожесточенный, целая судьба, показанная скупо, сурово и выразительно.
Сосредоточенность и искренность Гринева – О.Гурьева – можно отметить и в лирических сценах с Машей Мироновой. Актрисе З. Кириленко далось проникнуть в суть образа и показать в какой-то степени пушкинский идеал женщины, наделенной кротостью, и в то же время бесстрашием, умеющей самоотверженно любить и постоять за свою любовь».
Александр Сергеевич Пушкин
Инсценировка Н. Коварского в 2-х действиях
Режиссер – А.Я. Казинер
Художник – В.С. Шашкин
Музыкальное оформление – В.Д. Рудин
Фехтование – А.П. Донец
Действующие лица и исполнители
Петр Андреевич Гринев – О. Гурьев
Савельич, его слуга – Р. Папиев
Ямщик – Н. Фурсов
Емельян Иванович Пугачев – В. Пешков, Д.Хлопонин
Хозяин постоялого двора – А. Черноок
Инвалид – В. Сивохин
Василиса Егоровна – К. Кемаева, Засл.арт. РСФСР М.Ф. Януш
Иван Игнатьевич – М.Катков
Швабрин Алексей Иванович – Б. Плосков
Палашка – Н. Артеменко, Н. Соловей
Марья Ивановна – Т. Аверьянова, Т. Кириленко
Иван Кузьмич Миронов – Н. Гусс, А.Перфилов
Максимыч – Б.Архангельский
Мальчик – А. Стреляева
Пленный башкирец – Л. Глушаев
Поводырь – Л. Сыпко
Тимофеич – А. Черноок
Слепец – В. Макаров
Молодой казак – Н. Рясков
Хлопуша – В. Шакин
Казак – В. Кабанов
Мужик – Н. Фурсов
Его жена – О. Данилова, Л. Семенова
Малый в капральском мундире – В. Быков
Акулина Памфиловна – О. Данилова, Т. Плешкевич
Генерал-начальник Оренбургского гарнизона – А. Бронников
Белобородов – В. Устинов
Офицер – Ю. Рахно
Гусар – А. Кедров
Генерал, председатель следственной комиссии – Н. Гусс, А. Перфилов
Секретарь следственной комиссии – В. Воронин
Анна Власьевна – И. Сахно, А. Флерова
Дама – Н. Аммосова, М. Софронова
Палач – М. Катков
Казаки, солдаты крестьяне – артисты театра
Премьера состоялась 14 сентября 1974 года