Весной 1975-го мысли многих людей обращались в весне 1945-го. Спектакль Пермского ТЮЗа «Пятнадцатая весна» как раз и рассказывал об одном из таких дней, радостном и тревожном, когда особенно обидно и тяжело было терять своих близких. В основе спектакля – пьеса А. Зака и И. Кузнецова «Весенний день тридцатого апреля».
30 апреля 1945 в Берлине, когда все уже было, в принципе, ясно, агонизирующая война жестоко столкнула пацанов - пятнадцатилетнего солдата Красной армии и его ровесников, растерянных и потерянных бойцов гитлерюгенда, последнюю надежду фюрера.
На первом этаже полуразрушенного берлинского особняка устроился советский госпиталь, а в подвал этого дома проникают четверо немецких подростков с автоматами. Они напуганы и деморализованы, но идеологическая обработка дает себя знать, и солдаты-мальчишки решают взорвать госпиталь. А потом к ним в плен попадает ровесник, молодой советский солдат. Все напряженное, насыщенное, но в то же время трогательное, лирическое действо спрессовывается в минуты, оставшиеся до, казалось бы, неминуемого смертельного взрыва. Но герои пытаются сделать нравственный выбор.
Действие спектакля происходит в двух пространствах – на первом этаже особняка, в госпитальных палатах, и в подвале.
Самые яркие и волнующие – сцены с немцами в подвале. Зритель напряженно следил за ожесточенной схваткой двух мировоззрений – того, что навязывает фашист -фанатик Гельмут (А. Перфилов), и того, что стоит за мужеством и самоотверженностью юного Андрея (В. Кабанов). В этих сценах было много экспрессии, темперамента.
Гельмут – не просто истерик, затевающий бесчеловечную акцию в припадке страха и бессильной ненависти, а озлобленный, холодный, по-своему сильный и страшный в своей фанатичной преданности Гитлеру. Такой Гельмут опасен, «неизлечим» от нравственного уродства.
Герой Б. Архангельского Тео проходит наибольший путь внутреннего перерождения и под влиянием сознания безнадежности сопротивления, и под воздействием убеждающей логики пленного Андрея. Нелёгкий выбор пришлось сделать герою, но в конце концов в Гельмута стреляет именно он.
Интересен учитель Науман в исполнении В. Воронина. Артисту удается раскрыть трагедию учителя, когда-то пошедшего на подлейший компромисс и ныне пожинающий плоды своей деятельности: гибель обманутого юного поколения, гибель своих учеников.
Не менее интересной личностью становится раненый лейтенант Лифанов (арт. Д. Хлопонин), находящийся в госпитале. Все, что с ним происходит- операции, приступы боли, бред, мучительное беспокойство за Андрея, - занимает значительное место в спектакле – значительное по смыслу и воздействию на зрителя. «Убедительная искренность и взволнованность Лифанова в сценах воспоминаний Андрея оправдывает некоторую искусственность драматургического приема. Благодаря внутренней силе Лифанова в спектакле появились масштабность и величие той правды, которая поддерживает мужество Андрея, которая несет миру освобождение от фашистской скверны, - писала в рецензии на спектакль критик Л. Зорина. «Спектакль учит юного зрителя уважать как великую святыню подвиг во имя Родины, воскрешает в памяти людской немеркнущую славу рядовых героев войны».
Премьера спектакля состоялась в 1975 года
А.Зак, И.Кузнецов
Драматическая хроника в 2-х частях
Режиссер В.С. Крючков
Художник А.Э. Завадская
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Андрей — В.М. Кабанов
Лейтенант Лифанов — Д.И. Хлопонин
Тамара — Л.А. Сыпко, Т.В. Кириленко
Военврач — К.С. Кемаева, А.А. Флерова
Барабанов — Н.Н. Гусс, А.Ф. Черноок
Синица — А.Ф. Черноок
Коробков — В.А. Макаров, Л.Н. Глушаев, В.А. Пожаров
Учитель Науман — В.П. Воронин
Дитер — О.Ю. Гурьев
Тео — Б.В. Архангельский
Урсула — Г.С. Бахмисова, Л.А. Семенова, И.П. Сахно
Гейнгольд — Н.А. Фурсов, В.Д. Шитов
Гельмут — А.В. Перфилов
Спектакль ведут В.Н. Гуляева, А.А. Мазунин