Здание, в котором сейчас располагается театр юного зрителя, построено на рубеже веков между 1899 и 1902 гг. Каждому, кто бывал в Перми и прогуливался по старым улочкам города, запоминаются несколько сохранившихся прекрасных особняков, построенных по проектам архитектора Александра Бонавентуровича Турчевича. Со временем здания, построенные Турчевичем, стали своего рода визитной карточкой города.
Потомственный польский дворянин Александр Бонавентурович Турчевич родился 26 февраля 1855 г. на киевщине. Окончив в Киеве гимназию, он поступил в Московское Строгановское училище, но не окончил его. В училище, как было принято в те времена, во многих учебных заведениях проводились литературно-музыкальные вечера, ставились спектакли. Александр Бонавентурович всегда принимал в них участие. Ему нравилась актёрская деятельность. Он стал всё чаще выступать на различных сценических площадках, где и встретил свою Оленьку. Любовь к театру и Ольге Петровне решила его судьбу, он бросил учёбу в училище и создал свою актёрскую труппу.
Принимал участие в спектаклях, выступал под сценическим псевдонимом Глумов. «30 августа 1884 г. открылся осенний театральный сезон комедией Грибоедова «Горе от ума». Труппа во главе с Глумовым-Турчевичем и Бельским много улучшилась сравнительно с плохой прошлогодней. Оркестр состоял под управлением Э.С. Кабелла. Публика отнеслась к театру довольно равнодушно, зато цирк Труцци собирал хорошие деньги…» – писал известный краевед Александр Дмитриев в книге «Очерки из истории губернского города Перми» (Пермь, 1889, с. 334).
Александр Бонавентурович Турчевич выступал в роли антрепренёра и организатора театрального дела на Урале. Но главным делом Турчевича все же стало проектирование и строительство.
Жить на жалование актёра стало трудновато, и Александр Бонавентурович вспомнил свою учёбу в Строгановском училище. В 1885 г. он сдал экстерном экзамен на право производства строительных работ и стал принимать заказы на проектирование зданий. В 1888 г. в Перми появляется «Строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича». Оно принимало заказы на составление всевозможных проектов и смет, а также на железобетонные конструкции, водяное и паровое отопление, вентиляцию и канализацию, его рекламные объявления появлялись в различных пермских изданиях.
В это же время в Перми достаточно успешно развивалась деятельность российского предпринимателя, купца 1-й гильдии, представителя династии Любимовых, мецената и общественного деятеля, городского головы Перми Любимова Ивана Ивановича.
Иван Иванович Любимов был одним из крупных коммерческих деятелей г. Перми. Обладая духом предприимчивости и будучи человеком широкого почина, он сделался основателем крупных коммерческих предприятий. Он широко развил доставшееся ему от отца пароходное дело, заведя первые пассажирские пароходы на Каме американского типа. В Перми им приобретен и благоустроен механический завод, на котором построено несколько речных пароходов и даже морских шхун. В 1883 г. И. И. Любимов в компании с бельгийцем Сольвэ основал в Березниках Соликамского уезда содовый завод по аммиачному способу, первый в России. Ему же принадлежал Донецкий содовый завод. Им же возобновлена деятельность Березниковского солеваренного завода.
Главным памятником Любимову в Перми служит основанное по его инициативе Алексеевское реальное училище, для помещения которого он пожертвовал свой дом. Многим также обязан предпринимателю и Богородицкий губернский приют.
Любимов имел звание коммерции советника, все русские ордена до ордена св. Владимира 3 степени включительно и бриллиантовый перстень с вензелевым изображением имени Великого князя Алексея Александровича, пожалованный ему за пожертвование дома реальному училищу. Незадолго до смерти этот «пермский Кокорев» хотел завести нефтяное дело на Кавказе, но последовавшая 17 февраля 1899 г. в Ялте смерть помешала ему исполнить это.
После смерти мужа, унаследовав огромное состояние, Елизавета Ивановна Любимова купила в конце июля 1899 году несколько зданий и сад на углу ул. Екатерининская (Большевистская), 68 и Сибирская, 23 и подала заявку на строительство на их месте двух домов.
Двухэтажный каменный особняк в стиле модерн с элементами эклектики по проекту Александра Бонавентуровича Турчевича для Елизаветы Ивановны Любимовой и её семьи построен на месте полукаменного дома мещанина Феодосия Александровича Токарева. Здание находилось в саду, ниже тротуара. С правой стороны дома был небольшой фонтан, который уничтожили в 1970-х годах. С улицы во всю длину усадьбы шла красивая чугунная решетка на высоком каменном фундаменте (сейчас от нее осталась лишь небольшая часть). От калитки до центрального входа вела лестница, заканчивающаяся большими чугунными вазами для цветов. В саду среди множества цветов была театральная площадка. В темные августовские вечера гости могли посмотреть здесь кинофильм или послушать концерт.
В этом прекрасно обустроенном особняке Елизавета Ивановна жила с семьей. С ней жила ее дочь, вышедшая замуж за Григория Михайловича Пастухова, заведующего столярно-плотницким цехом машино-судостроительного и литейного завода, на котором инженером-технологом работал Иван Михайлович Любимов (потомки Пастухова, правнучки Елизаветы Ивановны, и сейчас живут в нашем городе).
Елизавете Ивановне, взявшей бразды правления в свои руки, сильно преуспеть в делах мужа не удалось. Судостроительный завод близ Данилихи начал приносить убытки, и в десятом году его пришлось закрыть. Затем настали смутные времена: Первая мировая война, революция, хаос, разруха. Повсюду зазвучали непонятные, но грозные слова про ликвидацию кровавого режима, отречение от старого мира и экспроприацию экспроприаторов. Однажды новые хозяева жизни, имевшие привычку громко топать сапогами, пришли к ней в особняк на углу Екатерининской и Сибирской, показали какое-то предписание, заявили, что отныне здесь будет размещен дом санитарного просвещения, и дали десять минут на сборы. Елизавета Ивановна ушла из здания, в чем была, успев забрать с собой лишь рубиновый браслет с бриллиантами – подарок сиятельной особы. Тяжело переживая внезапно свалившуюся бесприютность, она на первых порах ночевала в учрежденном ею же Вдовьем доме. Потом ее попросили и оттуда.
Лето 1918 года Елизавета Ивановна провела на Архиерейском кладбище. Сидела возле могилы мужа, часами разговаривала с ним, иногда плакала. Порой ей удавалось здесь же и заночевать; впрочем, это случалось редко, поскольку сторож старался не терять бдительности и при случае выговаривал: «Не положено, гражданка!»
Когда приблизилась осень с ее дождями и уральской хмуростью, Елизавета Ивановна попросила кладбищенского привратника организовать уход за могилой мужа, предложив ему в качестве оплаты свой браслет.
Следы Елизаветы Ивановны Любимовой теряются осенью 1918 года. Говорят, что тронувшаяся умом женщина неприкаянно бродила по пермским улицам, подолгу стояла возле решетки Архиерейского кладбища, всматриваясь в могильные холмики. Потом исчезла. Никто не знает, удостоилась ли почетная гражданка города Перми чести быть погребенной и если да, то где находится ее могила. Видимо, ее тело так и не было предано земле – иначе, чем объяснить периодическое появление размытого, мятущегося силуэта в здании на углу Большевистской (бывшей Екатерининской) и Сибирской? Силуэта, в котором угадывается прежняя хозяйка особняка.
Да и муж ее, Иван Иванович Любимов, если и обрел после кончины покой, то ненадолго: в 1933 году Архиерейское кладбище было разорено, могильные плиты выброшены на свалку истории, а на костях именитых горожан поставлен зоосад. С той поры звенящая тишина благороднейшего пермского некрополя непрестанно прерывается криками диких зверей. А потому невнятные тени жителей разрушенного города-призрака, которым мы не даем спать, время от времени возникают в зданиях, которые принадлежали своим хозяевам, бродят по этажам, пугают обывателей скрипом и шорохами. Спросите об этом тамошних сторожей – они подтвердят.
В советские времена бывший дом Любимовой повидал многое. В справочнике «Вся Пермь» за 1925 год есть такие сведения: «На Троцкого, 68 – окружной комитет РКП(б), окружной комитет РЛКСМ, окружная контрольная комиссия при окружкоме РКП(б)...». В справочнике «Город Пермь...» за 1926 год помещена следующая справка: «На улице Троцкого, 68 с 1 сентября 1923 года Добровольное общество МОПР (Международное общество помощи борцам революции, заключенным в тюрьмы) и окружком. При окроно с 1 февраля 1926 года организовано общество «Долой неграмотность!» (ОДН)».
В 1935 году газета «Звезда» сообщила: «Дом, где сейчас помещается горком ВКП(б), будет реконструирован и превращен во Дворец пионеров и школьников».
С 1952 по 1982 год в этом здании помещался драмтеатр, в 1982-1985 годах дом пережил капитальный ремонт и в ноябре 1987 года здесь справил новоселье Пермский театр юного зрителя.
Современная история старинного особняка связана с жизнью Пермского ТЮЗа.
Один из известных молодежных театров России, он был создан в 1964 году и открылся спектаклем «Город на заре» по пьесе А. Арбузова. У руля театра в первые годы его жизни стояли директор Виктор Левин и главный режиссер Георгий Чодришвили. С 1974 года театр возглавил Семен Либман, который позже проявил себя как блестящий комедийный актер.
С 1982 года в Пермском ТЮЗе начинается эпоха Скоморохова. Михаил Скоморохов, выпускник Щукинской театральной школы, принадлежит к поколению режиссеров, которые возглавили ТЮЗы и осуществили реформу театра для детей, сделав художественно равноправным театру для взрослых. Свою деятельность в Перми он начал с постановки «Ах, Невский!» по «Петербургским повестям» Гоголя. Он подарил зрителям выдающиеся спектакли «Багровый Остров» и «Кандид», «Привидения» и «Идиот», «Ревизор» и «Персонажи», «Ричард III” и «Вишневый сад», «Вальпургиева ночь» и «Золотой теленок», «Золоченые лбы» и «Господа Головлевы», «Продавец дождя» и «Я вижу солнце».
В 2021 году в Пермский ТЮЗ пришел новый творческий лидер Константин Яковлев, который уже зарекомендовал себя как энергичный, ищущий режиссер, исповедующий синтетический мультижанровый театр.
Пишется новая история Пермского ТЮЗа и в плане освоения нового пространства. В начале 2024 года театр открыл новую сцену, которая была возведена благодаря сотрудничеству с ПАО «ЛУКОЙЛ». Театральный комплекс объединил два памятника архитектуры — дом Любимовой и бывшее здание уездного земства. Это один из самых технически оснащенных театральных центров в Перми.