Автор инсценировки и режиссер-постановщик – М.Ю. Скоморохов
Сценография и костюмы – М.И. Борнштейн
Музыкальное оформление – М.И. Гольдберг
Князь Лев Николаевич Мышкин – В.И. Шульга
Рогожин Парфен – Н.С. Глебов
Настасья Филипповна – засл. артистка РСФСР И.П. Сахно, Н.П. Шульга
Епанчина Елизавета Прокофьевна – засл.артистка РСФСР М.Ф. Януш
Генерал Епанчин Иван Федорович – Г.Г. Синягин
Их дочери:
Александра – Т.А. Ибрагимова
Аделаида – Т.П. Жаркова
Аглая – Н.А. Кротова
Генерал Иволгин Ардалион Александрович – засл.артист РСФСР Б.А. Плосков
Нина Александровна, его жена – А.А. Флерова, Н.В. Шакина
Их дети:
Гаврила Ардалионович – А.Я. Баткалов, В.А. Зимин
Варвара Ардалионовна – В.Н. Лабырина
Коля – С.Т. Лабырин
Лебедев – В.Н. Серегин
Вера, его дочь – Н.А. Попова
Фердыщенко – В.М. Пешков
Точкий Афанасий Иванович – В.П. Воронин
Ипполит Терентьев – А.С. Володеев
Премьера спектакля состоялась 29 декабря 1984 года
М.Ю. Скоморохов так вспоминал о начале работы: «С «Идиотом» вообще была история! Меня даже вызывали в управление культуры. Я сказал, что мечтал поставить это произведение пять лет. Мне ответили: «Ну и мечтайте дальше!». А потом Иван Тимофеевич Бобылёв позвал меня на разговор. «Михаил Юрьевич, вы должны отказаться. Мы собираемся ставить «Идиота» в своём театре». Я говорю: «Иван Тимофеевич, город такой большой. У вас будет свой «Идиот», у нас свой. Вот в Москве «Три сестры» идут в четырёх театрах, и ничего. Спектакли-то разные. У каждого свой взгляд на драматургию. Пусть будет в Перми два «Идиота»».
В драматическом театре с Достоевским ничего не вышло, а вот в Пермском ТЮЗе спектакль появился – премьера состоялась 29 декабря 1984 года. В роли князя Мышкина блистал Владимир Шульга, актер бесконечно талантливый, виртуозно владеющий актёрской техникой, способный оправдать любой рисунок роли в любом жанре. Настасью Филипповну играли Ирина Сахно и Наталья Шульга, а Рогожина – Николай Глебов. Газета «Вечерняя Пермь» писала 29 декабря 1984 года: «Сегодня у Пермского ТЮЗа ответственный день, которого долго ожидали наши театралы. На суд зрителя театр выносит большую и очень трудную работу - спектакль по роману Ф.М. Достоевского «Идиот». Это новое сценическое воплощение известного произведения, прочитанного глазами наших современников».
Кому-то выбор материала показался дерзостью – в детском театре и Достоевский. Но критики, которые следили за творческим путем режиссера М. Скоморохова и возглавляемого им театра, были совсем не удивлены. Вот что писала Ирина Мягкова: «В начале восьмидесятых в российские ТЮЗы пришло новое поколение главных режиссёров. Талантливые и молодые, они замыслили и осуществили реформу театра для детей, сделав его художественно и социально равноправным театру для взрослых». Имя Скоморохова она называет в числе первых «революционеров». Но постановка была бы невозможной, если бы в труппе не было князя Мышкина – актера Владимира Шульги. В рецензии на спектакль критики С. Коробков и И. Колущинская подчеркивали, что «портретное сходство актера с персонажем удивительно, но корни его не столько во внешней похожести, сколько во внутренней органике поведения и естественности сценического мышления. В. Шульга в чем-то даже решается на спор с Достоевским, не приемля идеализации образа самим автором. Его князь Мышкин – живой человек, такой, каким должен быть человек вообще. Он человечен, и потому отторгается своей средой».
11 февраля вспоминаем спектакль Михаила Скоморохова «Идиот» и смотрим фильм Анджея Вайды «Настасья»