Кандид
Рекомендуется к просмотру от 18+
Рекомендуется к просмотру от 18+
Сценический вариант повести - И. Гладких, М. Скоморохов
Постановка - заслуженный деятель искусств РСФСР М.Ю. Скоморохов
Режиссер - Р.Т. Ибрагимов
Художник - М.И. Борнштейн
Музыкальное оформление - М.Э. Гольдберг
Пластика - А.С. Райник
Консультант по французскому языку - Н.В. Яхлакова
Премьера состоялась 24 декабря 1989 года
В спектакле использована музыка Моцарта, Гайдна, Телеманна, Генделя
Артисты оркестра: М.Э. Гольдберг, Н.Н. Чащина, В.Н. Фомин
Спектакль был восторженно принят зрителями и критикой. Театр показал его в 1990 году на первом Всероссийском фестивале «Реальный театр» в Свердловске. После этого появились восторженные рецензии столичных критиков М. Тимашевой и Е. Дмитриевской в газете «Экран и сцена».
«Спектакль изящен, как маленькая резная шкатулочка штучной, диковинной выделки, - писала Марина Тимашева. - В изящных движениях, звуках музыки, в галантных позах в спектакле пермяков оживает утерянное - Добро, Красота, Уважение, Любовь».
Спектакль «Кандид» с триумфом был показан в Москве и Санкт-Петербурге, на международном Авиньонском фестивале во Франции (программа - офф), Всероссийских фестивалях в Воронеже, Оренбурге и Магнитогорске.
Это о нем Виктор Гюго сказал: «Вольтер не только человек, это целый век».
Он видел закат «короля солнца» Людовика ХІѴ, наблюдал агонию феодализма, был свидетелем постоянных войн, которые вела Франция, и умер незадолго до буржуазной революции, приближению которой способствовал своими произведениями.
Вольтеру много пришлось скитаться при жизни. Он дважды сидел в Бастилии, дважды эмигрировал из Франции. Его пребывание в Фернее в последние годы жизни больше походило на изгнание.
Ни одну из своих философских повестей он не подписал известным всему миру именем «Вольтер». Его произведения выходили под вымышленными именами.
«Смех Вольтера бил и жег, как молния», - писал Герцен. Своей высохшей рукой он правил миром. Слава Вольтера была огромна, голос его имел широчайший резонанс.
Еще при жизни Вольтер стал членом французской, английской, итальянской и русской Академий.
К жанру философской повести Вольтер обратился уже в зрелом возрасте. В 1759 году он пишет повесть «Кандид» или «Оптимизм».
Герой повести и нашего спектакля — простодушный, наивный юноша по имени Кандид, влюбленный в прекрасную Кунигунду. Кругом Кандида — ложь, похоть, пороки, а его учитель Панглос утверждает, что «все к лучшему в этом лучшем из миров». Жизнь жестоко разрушает иллюзии Кандида.
В нашем спектакле мы попытаемся ответить на один вопрос: что лучше — прожить жизнь в довольстве и богатстве или пройти все «круги ада» и еще острее полюбить жизнь.
Великий острослов и балагур Вольтер дает нам в повести «Кандид» пример человеческой стойкости и жизнелюбия. «Он подготовил нас к свободе», — эти слова были начертаны на катафалке Вольтера. Ныне прах философа покоится в Пантеоне великих людей во Франции.
Страстный призыв великого просветителя ХVІІІ века к свободе, его язвительный смех делают и сегодня произведения Вольтера необычайно современными.