«Вишневый сад» – необычный спектакль, он игрался в камерном пространстве верхнего фойе. Там, где камин, лепнина, огромная люстра.
Критик Ирина Мягкова писала о постановке: «Достаточно расставить кое-какую соответствующую мебель, развесить по стенам картины и фотографии – и декорация к «Вишнёвому саду» готова. Есть, где разместить живой оркестрик, бальный галоп пронесётся через анфиладу, а лестница – прекрасное место для пикника. Зрителей всего человек сорок пять, они – гости в Доме.
Думаю, что Скоморохов первым придумал играть «Вишневый сад» в жилом пространстве Дома, предугадав более позднюю режиссёрскую тенденцию. Его Дом (образ Рая, в сущности) не отпускает никого из прежних обитателей… Их тени под Casta diva являются в Прологе, чтобы обозначить нетленность Времени и Любви, а в финале уводят за собой забытого Фирса…».
«Гибель семей, продажа имений, сад – на коммерческие участки, наступление пошлости и ощущение конца – вам это ничего не напоминает?» – говорил М.Ю. Скоморохов о замысле своего спектакля.
Режиссер не раз называл «Вишнёвый сад» этапной работой. В самом начале спектакля появлялись фигуры в белом – ушедшие навсегда и проходили через фойе мимо зрителей, отстранённые, погружённые в свою прошлую жизнь. Их появление словно восстанавливало связь живых с умершими, с другими временами.
«Я считаю, что в этом спектакле разрешил одну из главных чеховских загадок: как могли забыть в пустом доме Фирса? Критики потом писали о новом художественном решении, когда в финале спектакля Фирса уводят за собой другие тени, происходило обобщение: вместе с Фирсом уходила эпоха», – говорил режиссер в одном из интервью.
Премьера состоялась 16 марта 1996 года
Антон Павлович Чехов
Комедия в 4-х действиях
Спектакль играется в фойе театра
Постановка заслуженного деятеля искусств России М.Ю. Скоморохова
Художник-постановщик – М.И. Борнштейн
Художник по костюмам – Ю.В. Жарков
Музыкальное оформление – заслуженный работник культуры России М.Э. Гольдберг
Хореография – А.С. Райник
Действующие лица и исполнители
Раневская Любовь Андреевна, помещица – засл. арт. России И.П. Сахно
Аня, ее дочь – Ж.В. Кадникова, А.И. Яровицына
Варя, ее приемная дочь – Н.П. Шульга
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской – А.С. Володеев
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец – засл. арт. России В.И. Шульга
Трофимов Петр Сергеевич, студент – А.А. Калашниченко
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик – засл. арт. России В.Н. Серегин
Шарлотта Ивановна, гувернантка – засл. арт. России В.Н. Лаптева
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик – А.А. Смирнов
Дуняша, горничная – М.А. Харина
Фирс, лакей – Н.С. Глебов
Яша, молодой лакей – А.Ю. Агеев
Прохожий – А.В. Цыпляков
Старые слуги, отец и бабушка Ани в молодости, гости на балу – артисты театра
Оркестр
Флейта – Е.А. Мишкина
1-я скрипка – М.В. Соснина
2-я скрипка – Илья Гольдберг, ученик музыкальной школы № 1
виолончель – В.Н. Фомин
фортепиано – засл. работник культуры России М.Э. Гольдберг
В спектакле использована музыка В. Беллини и популярная музка конца XIX века
Действие происходит в имении Л.А. Раневской
Спектакль ведет помощник режиссера Н.В. Фролова
Спектакля давно нет в репертуаре, но сегодня у нас есть возможность погрузиться в атмосферу дома Раневской, мы открываем доступ к видео спектакля.